Призрак кризиса

Намерения Федеральной резервной системы (ФРС) США сократить стимулирующие меры ударили по долговым рынкам: продавцы не всегда находят покупателей
Бен Бернанке уговаривает участников рынка не паниковать / J. Reed / Reuters/ J. Reed/ Reuters

Почуяли запах. Ричард Фишер

президент Федерального резервного банка Далласа. «Я не думаю, что кто-то сможет переиграть ФРС, но считаю, что в чем-то обладатели больших денег похожи на диких кабанов: почуяв неприятный душок или чью-то слабость, они этим воспользуются».

Мировые рынки волнуются с прошлой недели, когда руководитель ФРС Бен Бернанке заявил о планах постепенного сворачивания программы выкупа облигаций (сейчас – до $85 млрд в месяц). После этого ставки по долгосрочным кредитам в США резко выросли, доходность гособлигаций достигла максимума с августа 2011 г. – 2,6% годовых по 10-летним бондам, фондовые индексы упали. За месяц доходность 10-летних казначейских бондов выросла на 0,54 п. п., муниципальных – на 0,88, индекс корпоративных бондов Bloomberg US Corporate Bond Index с начала июня потерял 3,7%.

Запутанное послание ФРС смутило рынки, считает президент Федерального резервного банка Миннеаполиса Нараяна Кочерлакота. В понедельник он выпустил заявление, а затем на пресс-конференции постарался убедить журналистов, что программа выкупа облигаций ФРС будет продолжена, пока уровень безработицы не снизится. При этом краткосрочные ставки и после завершения программы долго будут оставаться почти нулевыми, добавил он. ФРС с декабря твердит, что ставки не будут повышаться, пока уровень безработицы не опустится до 6,5% (в мае – 7,6%).

Реакция рынков не стала неожиданностью для ФРС, заявил Financial Times президент ФРБ Далласа Ричард Фишер. Они не должны думать, что ФРС будет бесконечно проводить стимулирующую политику или что их реакция может заставить регулятора продолжать скупку облигаций, формируя пузыри, подчеркнул он, а целью заявления ФРС и пресс-конференции Бернанке было подготовить рынки к постепенному прекращению поддержки центробанками.

«Ралли на рынке облигаций продолжалось 30 лет, но оно не может длиться вечно», – заявил Фишер.

Падение цен вызывает дефицит ликвидности во многих сегментах долгового рынка. Недавно BlackRock, крупнейшая управляющая компания с активами $3,9 трлн, на 25% сократила ожидаемый долларовый объем торговли облигациями, рассказал The Wall Street Journal Ричард Прейгер, глобальный стратег по торговле и ликвидности BlackRock. Разрыв между ценами спроса и предложения растет и, хотя «кредитные рынки не разрушены, однако вопрос ликвидности нас беспокоит», добавил он.

Сравнимого по масштабам с 2007–2008 гг. кризиса ликвидности на долговых рынках сейчас все-таки нет, однако продавцы порой испытывают серьезные проблемы с поиском покупателей. В мае Lloyds Banking Group продала высокорискованных ипотечных бондов на $8,7 млрд финансовым компаниям, желающим заработать на продолжавшемся полтора года росте цен. Однако в июне, по данным Empirasign Strategies, покупателей нашли лишь 69,5% предлагавшихся к продаже таких облигаций против 89,2% в мае.

Резкое падение цен на все виды долговых инструментов отразилось и на обычно стабильном рынке муниципальных облигаций. Бертон Мулфорд, управляющий портфелем в Eagle Asset Management, рассказал WSJ, что в понедельник выставил на продажу четыре пакета облигаций по $2 млн и получил на каждый всего по две заявки. «На хорошем рынке мы получили бы 20–25 заявок», – добавил он. Майкл Корнелл, курирующий торговлю муниципальными облигациями в R. Seelaus & Co, заявил, что за 20 лет карьеры не видел на рынке такого количества бондов, выставленных на продажу.

Инвесторы с удовольствием приобретают производные инструменты, чтобы застраховаться от роста ставок, говорят дилеры. Чтобы захеджировать риски, дилеры продают 10-летние казначейские облигации, способствуя дальнейшему росту их доходности. «Процесс начинает подпитывать сам себя», – говорит Эдвард Лашински из RBC Capital Markets.