А что есть траст

Госдума просит Верховный суд уточнить статус переданных в траст иностранных активов. От позиции суда зависит судьба владельца «Рольфа» эсера Сергея Петрова

Смена управления. В октябре 2012 г.

сменился управляющий трастом, им стала компания C&L Trustees Ltd. Ей были переданы активы фонда – помимо Delance Ltd это акции Rishy Holding Ltd, Goldwood Int Ltd и Rycom Trade Ltd.

Поводом для запроса в Верховный суд и к правоведам о статусе переданных в траст активов стало обращение в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов председателя партии «За справедливость» Владимира Пономаренко. По его данным, владелец «Рольфа» эсер Петров в октябре 2012 г. учредил на Кипре фонд The SAP Family Trust, который владеет структурой «Рольфа» Delance Ltd, а та – единственный акционер банка «Капитал-Москва». По мнению Пономаренко, Петров таким образом продолжает участвовать в управлении бизнесом, что запрещено законом.

Петров на вчерашнем заседании комиссии не присутствовал. Ранее он пояснял, что по англосаксонскому праву он не может участвовать в управлении трастом. Как протектор траста Петров имеет только право (не обязанность) давать указания по вопросам, касающимся капитала банка «Капитал-Москва», наличие таких полномочий направлено на защиту интересов клиентов банка от недружественных действий управляющего траста. Петров таким правом ни разу не воспользовался, уверяет его представитель.

По словам председателя комиссии по контролю за доходами Николая Ковалева, в российском законодательстве понятие траста не прояснено. За разъяснениями правового статуса траста и переданных в него активов комиссия обратится к экспертам по российскому и зарубежному законодательству и попросит Верховный суд проанализировать правоприменительную практику в России, а также дать разъяснения, что считать участием парламентариев в управлении бизнесом.

Полученные материалы, рассчитывает Ковалев, пригодятся не только для разбирательства с делом Петрова: комиссии скоро придется проверить отчеты депутатов об отсутствии у них зарубежных активов – счетов в зарубежных банках и ценных бумаг. Запрет на владение ими вступит в силу в августе.

Ранее несколько собеседников в руководстве палаты говорили «Ведомостям», что к Петрову есть претензии из-за его симпатии к несистемной оппозиции и возможной помощи ей. Петров это отрицал.

Скорее всего, Петров «будет повешен на крючок» и в любой момент его можно будет дернуть, но задача выгнать его из парламента больше не стоит, говорит собеседник в «Справедливой России». Не исключено, что эксперты признают, что форма такого траста не вполне соответствует российским нормам, поскольку Петров все же мог вмешаться в управление, но затем последует долгое разбирательство, действительно ли он своим правом не воспользовался, считает собеседник в Госдуме.

Любая аналитическая деятельность в толковании этих норм будет полезна для обеих сторон, отметил представитель Петрова. По его словам, Петров всегда соблюдал закон и будет делать так и впредь.

Формально Петров выполнил требования закона: передача в траст подразумевает передачу управления, говорит замдиректора Transparency International – Russia Иван Ниненко. Сама возможность давать указания по управлению капиталом не означает реального управления, но в случае с кипрским фондом проверить, отдает ли Петров какие-то команды, практически невозможно. Однако это серая зона, признает Ниненко, особенно для депутатов не от правящей партии: парламенту стоит наконец определиться с тем, куда и как депутатам-бизнесменам передавать в траст активы после избрания.