Госбанки не продаются

Отказ от приватизации затронул и банковский сектор. Государство не хочет продавать ВТБ и Россельхозбанк в ближайшие три года, а ЦБ и после 2016 г. не хочет расставаться со Сбербанком
Правительство считает, что для честной конкуренции банки Германа Грефа и Андрея Костина должны быть одинаково близки к государству/ Глеб Щелкунов/ Коммерсантъ

В России же такие заявления интересны тем, что вначале объявили о структурных реформах, разгосударствлении экономики, а последние сделки – к примеру, с «Роснефтью» – показывают, что политика поменялась и не направлена на ослабление государства, продолжает Тарзиманов. «Частые диаметрально противоположные высказывания чиновников не внушают доверия инвесторам, им нужны долгосрочные гарантии», – резюмирует Тарзиманов.

Банк России не хочет сокращать долю в Сбербанке (50% плюс 1 акция) не только в ближайшие 2–3 года, но и в более далекой перспективе, сообщила председатель ЦБ Эльвира Нибиуллина. «Планов таких у Центрального банка нет», – заявила она на заседании правительства, посвященном приватизации на ближайшие три года.

Сбербанка в плане приватизации не было, но обсуждалась возможность сокращения доли ЦБ в нем после 2016 г.

Нет планов по продаже акций Сбербанка и у правительства, подтвердил первый вице-премьер Игорь Шувалов, который еще в ноябре допускал полный выход государства из капитала Сбербанка и ВТБ в течение 5–10 лет.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, до понедельника бывший первым зампредом ЦБ, предложил сохранить до 2016 г. 50%-ную долю государства в ВТБ. Снижать госдолю в ВТБ ниже контрольного пакета нужно с учетом доли государства в Сбербанке, считает Шувалов: «По мнению Минэкономразвития и Росимущества, не стоит снижать долю в ВТБ, если не будет снижаться соответствующее участие государства в Сбербанке, – ВТБ будет терять свои конкурентные преимущества».

«Президент Сбербанка Герман Греф говорил аналитикам, что выступает за сохранение блокпакета у государства, пока у банка доминирующая доля на рынке», – напоминает аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая. Многие ожидали таких заявлений, поэтому разочарованы могут быть лишь те, кто хотел войти в капитал Сбербанка, добавляет она.

Россия в тренде, говорит аналитик Moody's Евгений Тарзиманов: в других странах БРИК – Индии, Бразилии, Китае – никто не продает госбанки, хотя они там и занимают доминирующее положение. Банки до сих пор пользуются у инвесторов меньшим спросом, чем корпоративный сектор, – не могут восстановить доверие после кризиса, продолжает он. К тому же государство обычно старается выйти без потерь, а рынки сейчас не позволяют продать активы по достойной цене.

В сентябре 2012 г. ЦБ продал 7,6% акций Сбербанка за $5,2 млрд, а ВТБ в мае провел допэмиссию акций на $3,3 млрд, после чего доля государства в нем сократилась до 60,9% (см. таблицу).

Минэкономразвития не включило в новый план приватизации на 2014–2016 гг. и Россельхозбанк (РСХБ) с «Росагролизингом», заявил Улюкаев. «Здесь нужен специальный план мероприятий по их реструктуризации и превращению в институты развития», – объяснил министр.

«Про ВТБ и так было понятно, приватизационные сделки по нему проходят медленно, поэтому ускорять процесс не будут, а про отмену приватизации РСХБ в ближайшие годы стало понятно еще весной», – говорит Беленькая.

«Рейтинги Сбербанка, ВТБ и РСХБ с апреля находятся у нас на пересмотре, что говорит о возможном их понижении, – отмечает Тарзиманов. – Мы рассматриваем желание и возможность государства поддерживать госбанки. Желание есть, но возможности поддержки, по нашему мнению, могут быть ниже, чем до кризиса». Тарзиманов объясняет это относительно низким уровнем суверенных резервов, а также планами государства по использованию их для поддержки экономики.

Вчера акции Сбербанка на Московской бирже выросли на 0,6%, акции ВТБ – на 3,7%, индекс ММВБ потерял 0,5%.