Поющий стук

В центре «Гараж» стартовал цикл концертных перформансов «Свободное время». Начали с классики минимализма, исполнив композицию Стива Райха Drumming
Минимализм Стива Райха – это точность и самоотречение/ М.Стулов/ Ведомости

На концерт в «Гараже» пришла молодежь, интересующаяся современным искусством. В это понятие, очевидно, входит и музыкальная классика ХХ в., все еще мало известная публике. В цикл, который придумал музыкант-ударник Дмитрий Власик, выступающий в роли куратора, вошли ключевые произведения авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, минималиста Стива Райха, экспериментатора Корнелиуса Кардью и симфониста Дмитрия Шостаковича – последнего, впрочем, сыграют в переложении.

Начали с Райха, гордо сообщив, что композиция Drumming (1972) исполняется в России в первый раз. Это действительно так, хотя большой фрагмент из нее привозил в Москву голландский ансамбль Den Haag в 1990 г.

Drumming – кристально ясная по форме и чистая по методу «музыка постепенных процессов», вся основанная на планомерных ритмических смещениях партий относительно друг друга. В течение полутора часов перед нами последовательно разворачивается голая схема, которая, однако, завораживает своим звучанием. Барабаны, маримбы, металлофоны и голоса певцов дополняют друг друга так, что из глубин ритмофактуры возникают реальные или воображаемые мелодии. Стук превращается в пение, и наоборот.

Минимализм Райха – проявление американской культуры, гармоничное и соприродное. Артистизму здесь места нет: каждый исполнитель становится частичкой, абсолютно равной другим. Он лишен «я» и ощущает себя частью целого. Дмитрию Власику удалось собрать именно таких исполнителей – ими стали лучшие ударники Москвы и члены вокального ансамбля Questa musica. Тогда, в 1990 г., когда Райха в Москве исполняли голландцы, мы слушали и понимали, что своими силами исполнить эту партитуру еще долго не сможем. Сегодня такой день наступил.