Ускоритель для IT

Минкомсвязи намерено содействовать тому, чтобы российский IT-рынок ежегодно рос хотя бы втрое быстрее, чем ВВП. Участники этого рынка считают, что намеченных действий недостаточно

Минкомсвязи опубликовало вчера план деятельности на 2013–2018 гг., одна из целей которого – поддержание темпов развития российской IT-отрасли. Средний темп роста IT-отрасли должен превышать среднегодовую динамику ВВП как минимум втрое, говорится в документе. ВВП в 2013-2016 гг. будет расти в среднем от 1–2,9% в год (по самому консервативному сценарию) до 3,2–7,1% (по самому оптимистичному), прогнозирует Минэкономразвития. Получается, динамика роста IT-индустрии должна составлять в эти годы 3–21% или более.

По оценке IDC, в 2012 г. доходы российской IT-индустрии выросли всего на 3,8%. Почти на столько же – на 3,4% – увеличился в прошлом году российский ВВП. Но IDC считает в основном продажу оборудования, Минкомсвязи же определяет IT-рынок как производство и экспорт ПО, услуг и программно-аппаратных комплексов с высокой добавочной стоимостью, объясняет представитель ведомства Дмитрий Захаров. Этот рынок растет, по разным оценкам, на 8–12% в год, поэтому задача не столько обеспечить его бурный рост, сколько сохранить существующую динамику, объясняет он.

В масштабах всего государства до сих пор отсутствует единый системный подход к развитию IT-отрасли, говорится в плане деятельности Минкомсвязи. Такой подход, по мнению министерства, необходимо выработать, учитывая «определяющую роль отрасли IT в развитии экономики страны»: она способствует росту производительности труда и способна повысить конкурентоспособность России в мире.

Участники рынка, с которыми встречались представители Минкомсвязи на заседаниях экспертного совета по IT и ряда рабочих групп, просят внести в законодательство несколько изменений, рассказывает Захаров. В частности, обеспечить работоспособность опционов как способа мотивации сотрудников IT-стартапов. Кроме того, обсуждаются такие идеи, как создание фонда для защиты российских патентов за рубежом и снижение отчислений по страховым взносам для малых и средних IT-компаний: идет работа над расширением действия льгот (14% вместо 30%) на компании с численностью сотрудников от семи человек (сейчас льготой пользуются IT-компании, в которых трудятся 30 и более человек).

Помимо корректировки законодательства Минкомсвязи планирует развивать человеческий потенциал отрасли, рассказывает Захаров: например, есть договоренность с Минобразования о том, чтобы часть бюджетных ассигнований по проекту господдержки ученых «1000 лабораторий» направлялась на создание центров прорывных исследований в области вычислительных наук при крупных вузах и НИИ. Наконец, Минкомсвязи будет содействовать притоку венчурных инвестиций в IT-отрасль – через фонд «Росинфокоминвест», который министерство курирует.

Президент Parallels на развивающихся рынках Павел Ершов особенно поддерживает идею развития человеческих ресурсов отрасли через образовательные проекты: ни один бизнес не в состоянии кардинально изменить уровень образования в стране. Также большую роль может сыграть внедрение IT в самом госсекторе, добавляет Ершов, ведь в России госрасходы на IT превышают 30% рынка. Бурное развитие IT в США в 1970-х гг. было обусловлено в том числе растущим спросом со стороны государства, напоминает он.

План, предложенный министерством, хорош, но некоторые положения нуждаются в корректировках, акцентирующих его на развитие малых и средних отечественных производителей программных продуктов, считает старший вице-президент ABBYY Вадим Терещенко.

Часть российских IT-компаний не производят продуктов, способных конкурировать на мировом рынке, а ориентированы на обслуживание реального сектора экономики и государства, констатирует президент IBS Group Анатолий Карачинский. Динамика развития таких компаний определяется общей ситуацией на рынке – в частности, ее сдерживает отсутствие конкуренции во многих отраслях экономики. Но есть другая часть IT-рынка, ориентированная на экспорт, и этим компаниям стоило бы дать льготы, уравнивающие российских экспортеров, например, с индийскими, говорит Карачинский: тогда государство сможет сохранить высокотехнологичный экспорт в условиях экономической нестабильности и вероятного снижения доходов от экспорта сырья. Минкомсвязи же предлагает план, ориентированный в основном на поддержку стартапов, но, во-первых, эти функции уже выполняют специальные институты развития (прежде всего Российская венчурная компания), а во-вторых, правильнее, чтобы венчурные проекты развивали частные инвесторы, убежден он.