Mail.ru не гуглится

Mail.ru Group отказалась от партнерства с Google и полностью перешла на собственную поисковую систему. Это могло произойти по политическим причинам
С. Портер/ Ведомости

Mail.ru Group не продлила контракт с Google и перешла на собственную поисковую систему Go.mail.ru, рассказала представитель группы Ксения Чабаненко. Контракт с Google компания подписала в 2009 г., а ее поиск подключила в январе 2010 г. В последнее время Google обрабатывал около 60% запросов пользователей Mail.ru, а собственный поисковик – около 40%, говорит источник, близкий к Mail.ru Group.

«У нас закончился текущий контракт с Mail.ru», – подтвердил представитель российского офиса Google, с 1 июля 2013 г. услуги поиска и монетизации более не предоставляются. Google не исключает возможности продолжения сотрудничества в будущем, добавил он.

Контракт не разорван, а просто не продлен – это «плановый переход», утверждает близкий к Mail.ru Group источник. Компания уже несколько месяцев практически работает на своем поисковом движке, рассказывает он, и стратегически правильно, чтобы российская компания имела свой поиск и не зависела от иностранцев. Недавно выяснилось, что спецслужбы США через иностранные интернет-компании следили за пользователями, в том числе и российскими, напоминает депутат Госдумы Роберт Шлегель. Он не исключает связи между этой историей и действиями Mail.ru: Google, формируя для пользователей Mail.ru персональный поиск, могла получать доступ к их аккаунтам. У Google не было доступа к данным пользователей Mail.ru, возражает Чабаненко.

Российские власти в последнее время считают неправильным, когда местные компании сотрудничают с Google, признается менеджер крупного российского оператора. А Mail.ru в последнее время активно разрабатывала свой поиск и отказаться от Google ей было не сложно, говорит он. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркивает, что частная компания может сама выбирать партнеров. Известно, что Mail.ru Group давно разрабатывала свой поисковик и, видимо, успешно. Отрадно, если он окажется конкурентоспособным, это в плюс российской экономике, добавляет Песков. Что же касается шпионских скандалов, то он считает, что они не были первопричиной разрыва контракта, а западные спецслужбы как пользовались услугами западных интернет-компаний, так и будут это делать, добавляет Песков.

Со вчерашнего дня полностью изменилась и система монетизации поиска Mail.ru: если раньше компания зарабатывала на контекстной рекламе в результатах поиска с помощью Google AdSense, то теперь она перешла на систему своего главного конкурента «Яндекс.Директ». Mail.ru и «Яндекс» ранее сотрудничали и в поиске – до 2010 г. поиск «Яндекса» три года работал на страницах Mail.ru. Какие условия предложил «Яндекс» конкуренту, представители компаний не раскрывают. Источник в Mail.ru Group говорит, что компания пока только тестирует «Яндекс.Директ».

Mail.ru – давний партнер рекламной сети «Яндекса» и размещает рекламные блоки «Яндекс.Директ» на своем портале, говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Объем размещения рекламных блоков и их формат (тематическая или поисковая реклама) на сайтах-партнерах периодически может меняться. Блоки «Яндекс.Директ» в поиске Mail.ru сейчас показываются на правах эксперимента, добавляет Манджиков.

«В последнее время Mail.ru подтянула качество поиска, так что вряд ли стоит ожидать резкого падения ее доли рынка», – говорит основатель сервиса статистики Liveinternet.ru Герман Клименко. Оценить влияние смены поискового движка, по его мнению, можно будет в сентябре. Переход на «Яндекс.Директ» может даже увеличить доходы Mail.ru Group от поисковой рекламы, считает Клименко: цены на рекламу у «Яндекса» выше, чем у Google. Кроме того, «Яндекс» мог предложить компании выгодные условия разделения доходов от контекста, вплоть до нулевой комиссии. «Яндексу» это тоже выгодно: даже не получая комиссии, он получает данные о пользователях Mail.ru, которые потом может перепродавать на сайтах партнеров, резюмирует Клименко.