Не наш человек

Экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден пока остается в Москве, но от просьбы предоставить ему убежище в России отказался. Это пойдет на пользу российско-американским отношениям

Эдвард Сноуден, остающийся в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», отказался от своей просьбы о получении политического убежища в России. Он сделал это, узнав об условиях его предоставления, которые обозначил Владимир Путин, сказал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрия Пескова. В понедельник Путин заявил, что Сноуден, если хочет остаться в России, должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб американским партнерам России.

Сноудену, вероятно, указали на неуместность его просьбы: у российского руководства были политические и психологические причины для отказа, уверен президент вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин. С политической точки зрения предоставить убежище человеку, который открыто объявил себя врагом Америки и президента США Барака Обамы в преддверии сентябрьского саммита «двадцатки» в Санкт-Петербурге, неуместно: последствием такого шага мог стать отказ Обамы от участия в саммите, а для России это было бы шоком, указывает Злобин.

Кроме того, Сноуден, в отличие от основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который публиковал присланную ему другими информацию, сам совершил акт предательства, а Путин остается верен корпоративной этике и братству спецслужб, говорит Злобин. К тому же Сноуден выступает за открытость спецслужб, причем не только американских, и в этом контексте мог стать знаменем гражданских активистов в России, что Путину также не нужно. Еще один промах лишенного паспорта США Сноудена – обращение за политическим убежищем сразу в 20 стран, это оскорбительно для каждой из них, перечисляет Злобин.

Любой сотрудник иностранной спецслужбы, особенно США, представляет интерес для российской разведки, но в случае Сноудена негативный внешнеполитический эффект от того, что об этом интересе станет известно, превышает все выгоды от бесед с ним, согласен бывший сотрудник российских спецслужб. Именно поэтому официальные лица настаивают на том, что юридически он не пересекал границ России, говорит он.

По данным Reuters, Сноуден отправил просьбы о политическом убежище в 21 страну. Австрия, Германия, Ирландия, Испания, Норвегия, Польша, Швейцария и Финляндия уже отказали ему, объяснив решение тем, что лицо, просящее убежище, должно находиться на их территории. Высоко оценив деятельность Сноудена, отказался увезти его с собой из Москвы и президент Венесуэлы Николас Мадуро. Сноуден по-прежнему может рассчитывать на помощь правительства Эквадора, заявил министр иностранных дел страны Рикардо Патиньо.