Нефть на службе госдепа США

Рост добычи нефти в США обеспечивает стабильность котировок и помогает американским политикам: принимаемые ими решения все меньше влияют на сырьевые рынки и цены
Bloomberg

Цена на нефть оставалась удивительно стабильной на протяжении последнего года, несмотря на многочисленные поводы для колебаний котировок: гражданская война в Сирии, противостояние между Суданом и Южным Суданом, кража нефти в Нигерии. Эффект от сбоев смягчил рост добычи в Северной Америке, считает Адам Симински из Управления энергетической информации США (EIA). За последние два года она увеличилась примерно на 1,8 млн баррелей в сутки. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2018 г. добыча вырастет еще на 3,9 млн баррелей в сутки.

К снижению цен это пока не привело, но стабилизация котировок сказалась и на крупных корпорациях, и на простых автовладельцах. А США она принесла геополитические преимущества, указывал в апреле Том Донилон, тогда занимавший пост советника президента США по национальной безопасности (см. инфографику).

В 2012 г. США удалось добиться значительного ужесточения санкций в отношении Ирана. В результате, по данным EIA, экспорт нефти из Ирана сократился примерно на 1 млн баррелей в сутки, но это практически не отразилось на мировых ценах. Еще несколько лет назад такое считалось немыслимым, говорит Джон Ханна, занимавший пост советника по национальной безопасности вице-президента Дика Чейни во время второго срока Джорджа Буша-младшего. Снижение иранского экспорта компенсировалось и увеличением добычи в Саудовской Аравии, но североамериканская сланцевая нефть стала для мировых рынков дополнительной подушкой безопасности.

Рост добычи нефти в США «был абсолютно необходимым фактором для переговоров со странами по всему миру, чтобы убедить их сократить импорт нефти из Ирана», полагает чиновник госдепартамента Карлос Паскуаль.

Правда, определенные события по-прежнему могут влиять на котировки. Так, политический кризис и беспорядки в Египте привели к росту цены WTI выше $100 за баррель. Тем не менее, свидетельствуют результаты анализа, проведенного The Wall Street Journal и профессором Университета Хьюстона Крейгом Пирронгом, уровень стабильности нефтяных цен в прошлом году был самым высоким с 2000 г., в этом году волатильность продолжила снижаться. Суточные колебания цены в процентном выражении сейчас вполовину меньше, чем в начале 2000-х гг., указывает Пирронг (и примерно в 5 раз меньше, чем во время кризиса в конце 2008 – начале 2009 г.).

Многие экономисты считают, что лучшим способом защиты от резкого падения предложения на рынке нефти является наличие свободных добывающих мощностей, которые могут быть задействованы в случае необходимости. Эту тактику применяют в первую очередь страны ОПЕК. Рост добычи нефти в США привел к снижению ее импорта из стран ОПЕК и высвобождению добывающих мощностей в этих странах. Экономисты Barclays оценивают нынешний уровень резервных нефтедобывающих мощностей в мире в 2,7 млн баррелей в сутки против 1,5 млн годом ранее. Картина может измениться под действием нескольких факторов. Резервные мощности могут быть задействованы в случае оживления экономики стран – крупных потребителей нефти. Или же предрекаемое многими экономистами падение цен на нефть сделает содержание резервных мощностей невыгодным для стран ОПЕК.

Перспективы нефтяной отрасли в США также неоднозначны. Стоимость добычи на разных месторождениях существенно различается. Если итоговая стоимость добычи окажется высокой, разработка месторождений будет рентабельной только при условии роста мировых цен на нефть. Кроме того, скважины, из которых добывают сланцевую нефть, довольно быстро истощаются, что может вызывать сомнения в перспективах дальнейшего устойчивого роста добычи.