От концессии скрыться не удастся

Чиновники нашли способ раскрыть конечных бенефициаров «Домодедово». Взлетно-посадочные полосы в концессию получат только прозрачные компании
Руководство России давно и настойчиво интересуется, кто стоит за «Домодедово»/ М. Стулов/ Ведомости

Вчера президент Владимир Путин провел совещание о развитии Московского авиаузла (МАУ). Российские власти намерены консолидировать аэродромное имущество (взлетно-посадочные полосы (ВПП), перроны, рулежные дорожки, стоянки), чтобы передать его сначала в управление Росимуществу, а потом – в концессию операторам аэропортов, цитирует «Интерфакс» министра транспорта Максима Соколова. Затем будет создана единая госкомпания, в которую Росимущество передаст аэродромы. Но прежде, заверил министр, бюджет выполнит обязательства и профинансирует аэродромную инфраструктуру в аэропортах: завершит строительство ВПП в «Шереметьево» и реконструкцию ВПП № 2 в «Домодедово». «Этот процесс будет вести к консолидации имущества и дальнейшему контролю за деятельностью концессионеров», – сообщил Соколов, срок создания структуры – около года.

Топ-менеджер московского аэропорта и федеральный чиновник объясняют, что такая схема позволит вывести из тени аэропортовые активы, в том числе и «Домодедово», большая часть собственности которого сейчас зарегистрирована на Кипре в компании Verulia. Передавать аэродромное имущество в концессию новая госструктура будет только российским юридическим лицам с понятными бенефициарами, говорит первый собеседник. В противном случае использовать аэродромную инфраструктуру, получать льготные кредиты и облигационные займы из фонда национального благосостояния под 10–12% годовых сроком до 20 лет компания просто не сможет, а по подсчетам Соколова, потребности в инвестициях огромны – порядка 220 млрд руб.

Путин подтвердил на совещании: все участники проекта МАУ должны находиться в российской юрисдикции, их бенефициары должны быть известны – это важно, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать аэропортовую инфраструктуру и за что отвечать.

Вопрос о схемах вывода стратегических объектов из офшоров еще весной поднимал председатель правительства Дмитрий Медведев. После одного из мартовских совещаний он даже поручил правительству подготовить законопроект, который заставит офшорных собственников перейти в российскую юрисдикцию или хотя бы раскрыть конечных бенефициаров.

Формальным поводом для того совещания также был вопрос о владельцах «Домодедово». Выяснить, кто они, государство пытается не первый год. «После теракта в «Домодедово» в начале 2011 г. президент Медведев давал поручение выявить реальных собственников аэропорта. Эта работа не была доведена до конца. Не хватило законодательства», – сетовал тогда участник совещания. Еще раньше заместитель генпрокурора Александр Буксман объяснял, что прокуратуре так и не удалось найти «ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы указать на собственника аэропорта».

Сложные отношения с государством не помешали головной структуре «Домодедово» – DME Ltd (ей принадлежат терминалы, земля вокруг аэропорта и сопредельные бизнесы) объявить о намерении провести первичное размещение акций. Конечным владельцем аэропорта в документах к размещению значился председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. Но IPO было отменено, а Каменщик заявил, что он наемный менеджер.

В том же 2012 году владельцы аэропорта объявили, что продают его. На аэропорт претендовали структуры Виктора Вексельберга, «Альфа-групп» и «Суммы». Но цена покупателей не устроила, и «Домодедово» осталось в неизвестных руках.

Единственная уступка, на которую владельцы аэропорта пошли, – они перевели активы «Домодедово» с о. Мэн (DME Ltd) в более понятную кипрскую юрисдикцию (Verulia).

Но государство это не устроило. «Невозможно представить, чтобы аэропорт Нью-Йорка принадлежал группе лиц, а о них не знал мэр Нью-Йорка, не говоря уже о ФБР», – негодует высокопоставленный федеральный чиновник.

Параллельно со схемой передачи московских аэродромов в концессию (пока ими управляют ФГУПы «ААД» и «АГА») правительство продолжит разрабатывать законопроект, который даст старт деофшоризации экономики, говорит человек, близкий к Минтрансу, этот закон – не только для владельцев «Домодедово», но и для других компаний, владеющих стратегически важными для страны активами.

Комментируя совещание у президента, официальный представитель «Домодедово» заявил, что аэропорт будет неукоснительно соблюдать все требования российского законодательства.