Как уйти красиво

Почетный двор Папского дворца в этом году не только главная фестивальная площадка Авиньона, но и герой спектакля Жерома Беля, который так и называется – «Почетный двор»/ Christophe Raynaud de Lage/ Festival d'Avignon

Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо возглавили главный в мире театральный фестиваль в 2003 г., когда им обоим было едва за 30. Сейчас, оглядываясь назад, можно смело утверждать, что это десятилетие не пропало даром. Авиньон упрочил позиции главного театрального фестиваля планеты, а его бюджет вырос в полтора раза – с 8 млн до 12 млн евро. Но дело, конечно, не в миллионах, а в том, что молодые директора придумали хитрый ход, перелагая каждый год часть ответственности за формирование программы на какого-нибудь известного европейского режиссера. Ассоциированными худруками фестиваля поочередно становились Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Ян Фабр, Ромео Кастеллуччи. Штурвал переходил из рук в руки, корабль кренился то в одну сторону, то в другую, но, следя за сменой капитанов, можно было лучше понять, каким же фарватером следует сегодня мировой театр.

На фестивале 2013 г. ассоциированных худруков сразу два – французский режиссер Станислас Нордей и его коллега из Конго Дьедоне Ньянгуна. Этот черно-белый союз не мог не оказать влияния на программу в целом. Добрая половина спектаклей, которые будут показаны с 5 по 26 июля в Авиньоне, так или иначе связаны с африканским континентом. Одним из открытий фестиваля обещает стать нигерийский хореограф Кудус Оникеку, который уже завтра покажет здесь свой «Кадиш». Швейцарец Мило Рау и созданный им Международный институт политического убийства, переворошив массу документального материала, создали театральный проект Hate Radio, темой которого стал геноцид 1993 г. в Руанде. Лидеры документального театра – группа Rimini Protokoll – тоже заглянули на Черный континент и сделали спектакль о бурно развивающейся нигерийской экономике под названием «Бизнес-ангелы из Лагоса».

Несколько авиньонских спектаклей будут посвящены самому Авиньону и истории фестиваля. Тот же Rimini Protokoll, а точнее сказать, один из основателей этого театра Штефан Кэги, решил провести что-то вроде экскурсии по папскому городу, начав ее на кладбище, а окончив на площади Часов. Полсотни зрителей, снабженных наушниками, будут бродить по городу, а по пути им попадутся актеры и создатели спектакля «Удаленный Авиньон». В более масштабный эксперимент будут вовлечены все те, кто заполонит Почетный двор Папского дворца, придя на спектакль Жерома Беля, который так и будет называться – «Почетный двор». Героями спектакля станут сами зрители – они помнят славную историю этого места, неразрывно связанную с Жаном Виларом, который в 1947-м основал Авиньонский фестиваль и сделал главной его площадкой величественный Папский дворец.

Поляк Кшиштоф Варликовский везет в Авиньон «Варшавское кабаре» (варшавский Новый театр), где в единое целое сплетутся сразу несколько произведений, включая пьесу Джона Ван Друтена «Я – камера» и роман Джонатана Литтела «Благоволительницы». Варликовскому оказана честь обновить новую авиньонскую площадку «Фабрика», в строительство которой фестиваль вложил немало денег и теперь страшно гордится ею.

Из Германии привезут сразу несколько спектаклей. Из Кельна – феминистскую историю Фридерики Майрёкер «Ночная поездка» в постановке англичанки Кэти Митчелл (театр «Шаушпильхаус»), из Гамбурга – длиннющий марафон по трагедии Гете «Фауст I+II» в постановке Николаса Штеманна (театр «Талия»).

Но главным сюрпризом, которые заготовили уходящие с директорского поста Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе, станет специальная прощальная программа Des artistes un jour au Festival, в рамках которой главные европейские знаменитости покажут свои спектакли живьем или на видео всего по одному разу. Кристоф Марталер покажет новую постановку King Size, Саша Вальц – «Диалог 20-13», Алан Платель – «Вне контекста. Для Пины», Жозеф Надж – новую версию старого шедевра «Войцек», Патрис Шеро – моноспектакль «Кома». Если добавить к этому фильм Томаса Остермайера «Гамлет в Палестине» и документальную ленту «Питер Брук – на проводе...», то станет ясно, что нас ждет поистине исторический фестиваль.