Правительство в режиме экономии

Минфин призвал правительство к жесткой экономии: расходы бюджета в ближайшие три года расти дополнительно точно не будут, а уже в этом году бюджет может недополучить до 1 трлн руб.
Министр финансов Антон Силуанов/ М. Стулов/ Ведомости

Вчетверг правительство ут­вер­дило основные направления бюджетной политики на 2014–2016 гг. До 11 июля Минфин доведет до ведомств предельные лимиты расходов, чтобы они определили, на что конкретно хотят потратить деньги. В окончательном виде правительство планирует одобрить бюджет в середине сентября вместе с бюджетной стратегией до 2030 г.

В новом бюджете впервые с 2000-х гг. расходы будут сокращаться по сравнению с прежними планами из-за недостаточного роста доходов (см. график). Самые большие расходы Минфин заложил на армию, спецслужбы и правоохранительные органы – 4,7 трлн руб. в 2014 г., 5,4 трлн руб. в 2015-м и 5,6 трлн руб. в 2016 г. Расходы на образование и здравоохранение значительно ниже – 1,1 трлн и 1,8 трлн руб. соответственно. Минфин указывает, что основные расходы на эти цели должны нести регионы, а в случае со здравоохранением – еще и Фонд обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2000-х гг. доходы бюджета при его исполнении оказывались выше запланированных и правительство в середине каждого года увеличивало расходы. Такого больше не будет, по крайней мере в ближайшие три года, заявил министр финансов Антон Силуанов. По поручению правительства Минфин готовил бюджет, исходя из умеренно-оптимистического прогноза развития российской экономики. По нему рост ВВП должен ускориться с 2,4% в этом году до 3,7% в следующем и свыше 4% в 2016 г., будут расти инвестиции и потребление. Но Силуанов усомнился в реалистичности прогноза. Бюджет сформирован на пределе и более вероятен не рост расходов, а их сокращение, предупредил он.

Уже в этом году из-за ухудшения макроэкономических показателей бюджет может недополучить 1 трлн руб., сообщил Силуанов, сославшись на расчеты Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной налоговой службы (ФНС). В этом случае для финансирования расходов Минфину придется взять средства из резервного фонда, отметил министр.

По расчетам ФТС и ФНС, ненефтегазовые доходы могут сократиться на 650 млрд руб., в том числе на 421,8 млрд руб. из-за незапланированных вычетов по налогу на добавленную стоимость. Еще 398 млрд руб. доходов казна может недосчитаться от приватизации.

Однако в реальности сокращение будет меньше, так как есть незапланированные доходы, следует из расчетов Минфина (есть у «Ведомостей»). Например, Роснедра дополнительно перечислят 104,9 млрд руб., увеличение средней импортной пошлины с 7,2 до 8,3% принесет 95,4 млрд руб. Еще 165,8 млрд руб. поступит дополнительных нефтегазовых доходов: бюджет верстался исходя из средней цены в $97 за баррель, а прогноз повышен до $105. С учетом всех незапланированных поступлений доходы бюджета в целом могут сократиться всего на 146,6 млрд руб. – до 12,72 трлн руб. Минфин не исключает и роста поступлений на 163,4 млрд руб. – до 13 трлн, если сокращение ненефтегазовых доходов будет не таким серьезным, как прогнозируют в налоговой и таможне.

Забирать 242,5 млрд руб. из резервного фонда на покрытие дефицита потребуется только в одном случае – если одновременно сбудется негативный прогноз ФНС и ФТС, а Росимущество сорвет выполнение программы приватизации. По закону о бюджете Росимущество должно перечислить в казну 427,7 млрд руб., но, по прогнозам Минфина, бюджет может получить только 30 млрд. Из-за рисков неисполнения программы приватизации резервный фонд будет наполняться медленнее, чем планировалось (см. врез): выпадающие доходы от приватизации финансируются из текущих нефтегазовых доходов. Раньше Минфин рассчитывал, что объем фонда достигнет 7% ВВП (тогда его деньги можно начинать тратить на инфраструктуру) к 2017 г., то теперь этот срок сдвинут на два года.

Если смотреть на основные параметры, то бюджет выглядит благополучно – доходы растут, отмечает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Но есть скрытые риски именно из-за слишком оптимистических параметров развития экономики, которые брались для расчета доходов, согласен он с Силуановым: «Бюджет несет риски неисполнения из-за выпадения нефтегазовых доходов». Растут расходы на оборону, а инвестиции сокращаются, т. е. простимулировать рост из бюджета не получится, отмечает Вьюгин. Правительство и Минфин дезавуируют бюджетное правило, согласившись покрывать выпадающие доходы от приватизации и новые инвестпроекты из фонда национального благосостояния, резюмирует он.