Автомобили ждут льгот

Российский рынок новых автомобилей в первом полугодии сократился на 6%. Восстановиться ему поможет программа льготного кредитования, надеются участники рынка
Продажи Daewoo в России сократились в первом полугодии на 34%/ В. Баранов/ Ведомости

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в первом полугодии составили 1,33 млн штук, это на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В июне объем продаж новых автомобилей снизился на 11% до 241 346 штук.

«Второй квартал завершился с результатом на 10% ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного I квартала», – приводятся в сообщении слова председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера.

Продажи в первом полугодии прошлого года были нетипично высокими, поэтому разрыв кажется таким большим, говорит управляющий директор Kia Motors Rus Артем Гусаров. Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая ключевой причиной падения называет то, что продажи в 2012 г. не соответствовали ситуации на рынке: ажиотажный спрос, максимальное количество специальных предложений от автодилеров привели к его перегреву. «Сейчас мы наблюдаем стабилизацию, когда объем реализации автомобилей соответствует общеэкономической ситуации», – считает она.

Больше всего страдает массовый сегмент. У Daewoo, которая возглавляет список лидеров падения, продажи снизились на 34% (см. рисунок). Mazda упала в первом полугодии на 18%, Ford – на 19%. Продажи одного из самых популярных в России автомобилей, Ford Focus, за этот период сократились на 24%. В то же время покупатели выбирают кроссоверы и автомобили премиум-класса. Продажи Mitsubishi выросли на 17%. Рост им обеспечил кроссовер Outlander, говорил в мае президент «ММС рус» (импортер Mitsubishi) Наойя Такаи. Продажи Mercedes-Benz, BMW и Audi за полугодие выросли на 20, 16 и 10% соответственно.

Вытянуть рынок способна программа льготного автокредитования, которая как раз и нацелена на массовый сегмент, надеются эксперты. Минпромторг, который внес программу в правительство, предлагает субсидировать из бюджета часть процентной ставки по автокредитам (сроком до трех лет) в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (составляет сейчас 8,25%). Распространяется программа на новые легковые автомобили стоимостью до 750 000 руб., говорит представитель Минпромторга. По его словам, программа поддержана премьером Дмитрием Медведевым; в этом году дополнительных средств из бюджета на нее не требуется, хватит тех, что уже выделены Минпромторгу, «что касается следующего года, то вопрос с выделением средств сейчас обсуждается с Минфином». Для участия в программе банки должны до 1 сентября обратиться в Минпромторг с соответствующим заявлением, заключает он.

Второе полугодие действительно может сгладить ситуацию: если льготное кредитование будет введено, оно наверняка привлечет клиентов, надеется Гусаров. Если же программа до конца года не заработает, то продажи новых автомобилей по итогам года могут сократиться на 10%, предполагает он. Возможно, с введением госпрограммы массовый сегмент рынка, продажи которого падают уже не первый месяц, изменит свое поведение, соглашается директор дилерского центра Ford компании «Авилон» Дмитрий Забель. По его словам, на складах дилеров достаточно автомобилей соответствующей ценовой категории, так что дело за спросом.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)