Нереальная сила


С 74% в июле 2011 г. до 34% к июню этого года снизилось число граждан, считающих «Единую Россию» реальной политической силой, показал последний опрос «Левада-центра», исследовавшего отношение россиян к провластным политструктурам. За тот же период с 17 до 47% выросло число россиян, считающих, что это не более чем «марионеточная структура, управляемая из Кремля». Относительное большинство – 47% – населения (два года назад было 22%) не рассчитывает, что в активе у партии есть свежие, новые идеи. Обратного мнения – 33% (было 57%).

Структурой, управляемой исключительно из Кремля, относительное большинство (40%) считает и народный фронт (ОНФ), реальной силой его признает 21%, но еще 40% затрудняются с ответом. 26% респондентов убеждены в наличии у ОНФ свежих идей, 36% – обратного мнения.

С 40 до 52% выросло число тех, кто считает единороссов выразителями интересов олигархов и банкиров, а с 34 до 39% – количество уверенных в том, что это партия для чиновников. 12% видят за ней интересы среднего класса, 14% – инженеров, врачей, учителей, 3% – обездоленных и беднейших слоев. Иная картина у ОНФ: 22% придерживаются мнения, что фронт помогает банкирам и олигархам, 16% – работникам армии, спецслужб и МВД, 4% – беднейшим слоям населения, 7% – всем без исключения, а 41% не дали ответа.

Замдиректора «Левада-центр» Алексей Гражданкин считает, что скепсис в отношении «Единой Россия» вызван тем, что обещания партии не соответствуют реальным действиям, сказалась и критика со стороны либеральной оппозиции.

«Единая Россия» является уже устаревшим брендом, даже клеймом, в то время как ОНФ – новая, свежая структура, где много популизма, считает политолог Иван Бунин. ОНФ тесно связан с президентом Владимиром Путиным, который пользуется большей популярностью, чем лидер единороссов Дмитрий Медведев. Более того, в ОНФ сейчас нет видных фигур, которых принято считать коррупционными, чего нельзя сказать о единороссах, резюмирует политолог.

Из самого опроса следует, что у большинства населения пока не сформировалось устойчивого представления об ОНФ, указывает его представитель, судить об отношении граждан преждевременно. От «Единой России» есть усталость, она на политической сцене уже более 10 лет, к тому же неизбежно отождествляется с чиновничеством, констатирует член высшего совета партии политолог Дмитрий Орлов, нарастание негативных оценок закономерно, но потенциал партии далеко не исчерпан, что доказал, например, ее успех на региональных выборах осенью 2012 г.