Вместо промышленности

Ставка аренды и штрафы – главные инструменты, с помощью которых Москва надеется заставить собственников промышленных зон осваивать их
М. Стулов/ Ведомости

По данным НИиПИ генплана, в Москве насчитывается 7839 га промзон. Только 52% из них занято объектами промышленности и науки, остальная территория или застроена старыми зданиями, которые сдаются как дешевые офисы, или используется под свалку, или просто представляет собой пустырь. Четкой политики развития промышленных зон у города нет. Развиваются те зоны, собственники которых сумели договориться с властями и застроить территорию коммерческими объектами, рассказывает московский девелопер, поэтому в центре, где самая дорогая недвижимость, промышленных зон практически не осталось.

Не надо меди. Сергей Собянин

И. о. мэра Москвы, интервью газете «Московские новости» 30 мая 2013 г.. «Сегодня 17 000 га занято промышленными территориями, в соответствии с генпланом от этой площади останется только половина. Но эта половина должна работать на высоких технологиях. Не надо медеплавильные заводы строить, это безумие».

И. о. заместителя мэра Москвы Андрей Шаронов (интервью с ним см. на стр. 08) рассказал «Ведомостям», что в правительстве города обсуждается несколько вариантов развития промзон. Первый – город выкупает активы у собственников, делает проект планировки, а затем ищет инвестора, который застраивает территорию с использованием подхода «смешанного использования». «Когда собственник один, он может разработать проект, согласовать его в максимально короткие сроки – в несколько раз быстрее, чем когда их много», – объясняет плюсы этой схемы другой московский чиновник. Минусы – бюджетные средства ограничены; как только процесс встанет на поток, собственники увеличат цену; есть риски злоупотребления административным ресурсом.

Второй вариант – договориться с собственниками. «Это более длительная процедура, более сложная и не гарантирующая успеха. Здесь должно быть сочетание кнута и пряника, мы должны сделать проекты планировки, чтобы все понимали, что можно делать на этом участке», – говорит Шаронов. Но есть сложность: кому-то по проекту достается жилье, кому-то – офисы, магазины и т. д. В тех промзонах, где город владеет недвижимостью, эффективнее создавать совместные предприятия с 1–2 собственниками прилегающих территорий, комментирует коллега Шаронова из мэрии.

Третий вариант – создание паевых фондов, возможно, с участием города. Фонд привлекает инвесторов, выкупает или получает в распоряжение активы собственников на территории промзон. Они получают доли в фонде в соответствии с оценкой переданного имущества, выбирается управляющая компания, которая и развивает проект.

По словам Шаронова, у мэрии есть приоритетный список из 34 зон, но ни одна из описанных схем пока не работает. Если же оставить все как есть, промзоны будут деградировать, сетует он: на некоторых уже стали организовывать свалки.

Один из способов заставить крутиться собственников – увеличить арендные платежи. С 2013 г. кадастровая стоимость земли в Москве выросла в среднем по городу в 2,5 раза, а по отдельным предприятиям – от 7 до 300 раз, комментирует представитель департамента промышленности Москвы. Может получиться так, что своими примитивными способами они будут зарабатывать меньше или не так много по сравнению с тем, как вырастут их арендные платежи, продолжает он.

Кроме того, есть штрафы. И. о. руководителя департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов говорит, что для арендаторов земли в промзонах предусмотрено два вида штрафов в случае нецелевого использования: 1,5% от кадастровой стоимости по договору аренды и административный штраф госинспекции по недвижимости.

Слишком упрощенный подход, комментирует идеи города Александр Ованесов, партнер Strategy Partners. Городу сначала стоит определиться, что оставить как промышленность, а что перепрофилировать. «Город должен обозначить приоритеты, что он хочет сделать на бывших промтерриториях», – считает он. Это нужно, чтобы собственники понимали, как им дальше развиваться, соглашается Алексей Зелиско, заместитель гендиректора ОАО «Сантехпром» (расположено в промзоне «Калошино»).

По словам Шаронова, территории должны развиваться по принципу «смешанного использования», чтобы появились и рабочие места, и жилье, и социальные объекты, и ритейл, и развлечения, и рекреации в виде парков. Сейчас в работе у Москомархитектуры несколько десятков проектов планировок промзон, утвердить удалось две – № 28 «Ленино» и № 3 «Донские улицы».