Агенты у власти

НКО-агенты проникли в президентский совет и вовлекают в деятельность высоких чиновников, сообщил генпрокурор Юрий Чайка, призвав участить проверки

Большая работа. 193

предостережения вынесла НКО – потенциальным агентам прокуратура

32

административных производства открыто в отношении руководителей таких НКО

Представители НКО – иностранных агентов вовлекают в свою деятельность высокопоставленных госслужащих, партийцев, работников госучреждений, сделал тревожный доклад в Совфеде генпрокурор Юрий Чайка. По его словам, их представители есть даже в Совете при президенте по правам человека (СПЧ). Из 63 членов СПЧ четыре человека работают в НКО, подпадающих под понятие «агент», но не ставших таким образом регистрироваться, еще трое их коллег работают в НКО, которые соответствовали этому определению на момент вступления в силу закона об агентах. Работая в СПЧ, они «стремятся оказать воздействие на органы власти, проводят экспертизу проектов нормативно-правовых актов, вносят свои предложения об изменении законодательства», это и есть политическая деятельность, уверен Чайка.

Имен он не назвал, но в другой части доклада, говоря об агентах, упомянул «Голос», «Агору» и «Мемориал». «Голос» уже ликвидируется, его бывший директор Лилия Шибанова входит в СПЧ. Член совета Павел Чиков возглавляет «Агору», Сергей Кривенко – член правления «Мемориала». Упомянутый Чайкой как агент Независимый экспертно-правовой совет (НЭПС) тоже представлен в СПЧ – председателем его правления Марой Поляковой. НЭПС участвовал в подготовке общественной экспертизы второго дела ЮКОСа, которая была проведена по инициативе СПЧ.

Кроме них прокуратура проверяла организации, которые возглавляют члены СПЧ Элла Полякова («Солдатские матери Петербурга»), Игорь Каляпин (Комитет против пыток), Анита Соболева («Юристы за конституционные права»), Елена Тополева-Солдунова (Агентство социальной информации).

«Я понимаю, в чем фактические претензии генпрокурора к «Агоре» – наша эффективная работа, но я не понимаю, в чем формальные, – в какой политической деятельности меня обвиняют», – говорит Чиков.

СПЧ должен обсудить информацию генпрокурора и отреагировать на нее, полагает член СПЧ Елена Николаева: закон должны исполнять все. Действующий регламент не предусматривает процедуры отзыва или исключения из совета, кроме как по решению президента, но в новом регламенте необходимо проработать этот вопрос, считает она.

Совет – это одно, а соблюдение организациями закона – другое, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он подчеркивает, что деятельность НКО-агентов не запрещается, отношение к таким организациям спокойное, предрассудков к их представителям нет.

Возможностей для контроля за НКО в действующем законе недостаточно, считает Чайка: плановые проверки можно проводить только раз в три года, за это время агенты успевают выполнить свою задачу и ликвидироваться. Закон надо править, проверки должны стать ежегодными, предложил Чайка. Правительство уже внесло в Госдуму проект поправок, расширяющих основания для внеплановых проверок. В законе об НКО необходимо уточнить понятие политической деятельности, заявил Чайка, об этом говорил и президент.

Госслужащие, депутаты и сенаторы есть в попечительских советах многих НКО, но это сотрудничество, а не вовлечение в политику, полагает член Общественной палаты юрист Дарья Милославская. Она согласна: определение политической деятельности дано некорректно и нуждается в уточнении.