Бизнес в ми-ми-миниатюре

Разведение и продажа миниатюрных лошадок давно уже стали хорошим бизнесом в Европе и США. Мини-кони недороги в содержании, миролюбивы и очень популярны. Но в России для многих заводчиков этот бизнес до сих пор похож на хобби
Ирина Колбасенко (слева) и Светлана Леонтьева верят в свой пока что малый бизнес/ М. Стулов/ Ведомости

Сколько их

185000. голов – столько на сегодняшний день в мире мини-лошадок, подсчитали в AMHA. Более 150 000 голов – в США. В России, по оценкам заводчиков, их едва ли за сотню

Самые маленькие

По данным AMHA, американские миниатюрные лошади считаются самыми мелкими на земле. В 1975 г. жеребец Little Pumpkin американской миниатюрной породы был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая маленькая лошадь в мире: его рост составил 35,5 см, а вес – 9 кг. $8 млн – самая высокая цена, которую предлагали за представителя семейства американских миниатюрных лошадей в мире.

Грациозный двухлетний Лучадор, по экстерьеру похожий на арабского скакуна, выходит из денника и из любопытства решает поздороваться с сородичем-соседом. Задирает голову и с трудом дотягивается до склонившего морду рослого темно-шоколадного жеребца. Рост Лучадора в холке – всего 73 см. В небольшой частной конюшне в Пирогове уже почти год живут два представителя американской миниатюрной породы лошадей, принадлежащие компании GoldRay.

Маленькие хозяйки

Хозяйки мини-коней Ирина Колбасенко и Светлана Леонтьева и сами совсем молоды. С 11 лет в конном спорте, занимались конкуром, обучали детей верховой езде и без лошадей своей жизни не мыслят. Едва закончив школу, решили, что будут открывать свое дело, и фантазировали, что бы это могло быть. Но институт выбирали с дальним прицелом. Колбасенко закончила зооинженерный факультет Ветеринарной академии по специальности «управление конным предприятием». Леонтьева получает диплом юриста-международника.

Миниатюрных лошадок девушки впервые увидели в Европе три года назад. «Они удивительные. В этих животных влюбляешься с первых минут знакомства. Мы тогда сразу решили, что хотим работать только с ними. Продвигать американских миниатюрных лошадей в России», – рассказывает Леонтьева.

Первопроходец

Одним из первых в России заводчиков миниатюрных лошадей стал предприниматель Леонид Горянский. В 2005 г. он привез из Техаса 16 лошадок и построил в Обнинске конеферму LittleParadise. Коневодство для Горянского было делом незнакомым, но лавры первопроходца побудили рискнуть и сменить риэлторский бизнес на разведение экзотических животных. В новое дело Горянский инвестировал около $1,5 млн. Треть ушла на приобретение лошадей. Остальное – на покупку 17 га земли в Калужской области и строительство фермы. Горянский рассчитывал, что со временем миниатюрные лошади станут в России столь же популярными, как и в США, и ему довольно быстро удастся увеличить поголовье до 70 лошадей и ежемесячно продавать несколько жеребят.

Хотя вложенные инвестиции он вернул за несколько лет, спрос на миниатюрных лошадок в России так и не приблизился к западному. А цены на жеребят в России ниже, чем у фермеров в США. И начинаются от 300 000 руб. за жеребенка, рассказал предприниматель.

Чаще всего мини-лошадок покупают в подарок. Среди именитых владельцев миниатюрных коней, выросших у Горянского, – Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Рамзан Кадыров. Несколько питомцев два года назад были приобретены для зоопарка в Екатеринбурге.

«LittleParadise в Обнинске – самая крупная российская ферма именно американских миниатюрных лошадей, – рассказывает Ирина Колбасенко. – В России есть еще несколько хозяйств, в которых можно купить мини-лошадей, но они продают и разводят разные породы, не специализируясь на одной».

Наиболее известными породами мини-лошадей являются фалабелла, американская миниатюрная и мини-аппалуза, к ним же относятся и миниатюрные шетлендские пони.

У американской миниатюрной лошади, по словам Колбасенко, самый строгий стандарт. Она отличается от всех других мини именно тем, что похожа на уменьшенную копию обычной лошади. У нее длинная гибкая шея, тонкие ноги. Этих лошадок не скрещивают с представителями других мини-лошадей, поэтому они и стоят дороже. Цены на сертифицированную лошадку американской породы в России начинаются с 240 000 руб., а мини-пони или мини-лошадь другой породы можно купить и за 100 000. По стандарту Ассоциации американской миниатюрной лошади (AMHA) рост такой лошадки в холке не может превышать 86 см.

Запрягай, поехали

«Интерес к миниатюрным лошадям в России есть, и он растет. Но все-таки российскому человеку пока непонятно, для чего нужна лошадь, если ее нельзя оседлать, – сетует Колбасенко. – Сразу спрашивают: а что с ней делать?» «Верхом на них не ездят. Они не приспособлены для этого. Хотя некоторые заводчики в России и позиционируют таких лошадей как пригодных для обучения верховой езде маленьких детей. Но со временем у них от этого развивается заметное искривление позвоночника», – добавляет Леонтьева.

У американских миниатюрных лошадей роль прежде всего декоративная, убеждают предприниматели. Их заводят для души и эстетического наслаждения. «Таких лошадок очень любят дети. За границей дети сами часто и ухаживают за ними, и возят на выставки. Главное достоинство мини-лошадок в том, что они совсем не агрессивны. В отличие от пони и крупных сородичей миниатюрные лошади очень дружелюбны, не лягаются, не кусаются, с ними легко справиться», – рассказывают предпринимательницы. И действительно, и Лучадор, и его собрат Голд спокойно выдержали фотосессию. И даже то, что в течение нескольких часов десант незнакомых людей из «Ведомостей» водил их по всей конюшне, трепал мягкие загривки и стриженные по европейской моде челки, обнимал, хватал за копыта, чесал за ухом.

Верхом на американских «миниатюрах» ездить нельзя, а вот запрягать в специальную повозку можно. Это называется драйвинг – соревнования на точное и правильное прохождение маршрута на время. Предпринимательницы рассказывают, что драйвинг очень популярен в Европе. К тому же лошадка, вес которой не превышает 70 кг, спокойно возит в экипаже одного взрослого или двух детей.

Накопили и купили

Почти два года начинающие предприниматели подбирали для своей компании GoldRay первых питомцев. Несколько раз ездили за рубеж. Советовались с ветеринарами, общались с заводчиками. И в 2012 г. привезли в Россию двух своих первых «миников». Чемпиона Нидерландов малыша Лучадора и буланого красавца Голда из Германии. Голд крупнее и старше, 85 см, ему семь лет, он уже заезжен в экипаж. Еще двух мини-лошадок девушки приобрели и продали сразу же в Европе, через интернет, не привозя в Россию.

Инвестиции в запуск бизнеса превысили 2 млн руб. Ирина и Светлана говорят, что копили средства несколько лет, а с недостающей суммой помогли родные.

Если цены на самих экзотических лошадок и кусаются, то в содержании они совсем не дороги. Пакет корма на месяц стоит 600–1000 руб. Услуги специалиста по расчистке копыт (мини-коней не подковывают) – 1500 руб. раз в полтора-два месяца, сено и угощения тоже стоят не много. Остальные затраты зависят от того, где содержать лошадей. Идеальный вариант – построить небольшой денник на собственном участке. Цены на постой в конюшне в столичном регионе очень разнятся и доходят до 50 000 руб. За размещение своих двух лошадок в конюшне у друзей предпринимательницы платят 26 000 руб. и мечтают, что когда-нибудь у них будет большая ферма.

«Мы просчитывали: в идеальный комплекс на 30 голов, оборудованный по высшему разряду, с тренажерами и бассейном для лошадей, нужно инвестировать около 5 млн евро. Мы бы создали такой мини-мир», – мечтает Колбасенко.

«Конечно, в этот бизнес нужно приходить с серьезными личными финансами. Внешнего инвестора в лошадиный бизнес вовлечь сложно», – добавляет Леонтьева.

Конь в командировке

Сейчас основной заработок GoldRay приносит участие лошадок в различных мероприятиях. Недавно Лучадор несколько недель был в «командировке» на Ставрополье: участвовал в открытии сезона пятигорского ипподрома, в детских праздниках.

Чаще всего мини-лошадок приглашают на детские праздники в рестораны и загородные коттеджи. Стоит это от 15 000 руб. Через год Лучадор еще будет приносить хозяевам по 30 000 руб. за случку. Уже образовалась очередь. Предпринимательницы готовы также привезти миниатюрных лошадей под заказ, сформировали каталог на сайте и заключили партнерский эксклюзивный договор с европейским заводчиком американских миниатюрных лошадей премиум-класса Elevage de la Buise на продажу его лошадей на территории России. Но покупателей пока нет.

«Бизнесом это назвать крайне сложно. Это нерентабельное направление. Скорее для души», – грустно улыбается Стелла Стекцер, владелица клуба «Штерн». Миниатюрных лошадей она разводит около двух лет. Сейчас у нее 13 голов: два жеребца, восемь кобылок и несколько жеребят. Стоимость жеребят – от 150 000 руб.

«Это животные-компаньоны. Они очень хороши для маленьких детей и пожилых людей. У них потрясающая энергетика, они очень умные, умнее больших лошадей. Поставить миниатюрную лошадь на постой в конюшню и приезжать к ней раз в неделю, конечно, можно, но для лошадки это не лучшая участь, – считает Стекцер. – Они не живут поодиночке. Идеальный вариант – такая же лошадка, но это может быть и козочка, и собака».

Стекцер признается, что своих миниатюрных лошадей, видимо, в ближайшее время будет распродавать. Содержать их невыгодно. Рентабельность низкая, а с подходом «не экономить на содержании» не получается выйти даже на самоокупаемость. «Я думала, что миниатюрные лошадки помогут мне развивать основную мою деятельность, связанную с большими лошадьми, но в результате трачу на маленьких больше», – говорит она.

Покупатель не в курсе

«Миниатюрных лошадей в России несколько десятков. У нас практически не проводятся шоу, на которых посетители могли бы увидеть их живьем. Соответственно, потенциальные покупатели таких лошадей ничего не знают о них. Может быть, видели в глянцевых журналах и не представляют, что эти лошадки рядом и вполне доступны», – рассуждает о причинах низкого спроса ветеринар и эксперт Алексей Кочергин.

«В Европе в разных городах проходит по несколько выставок и шоу в месяц, на которые привозят около 200 мини-лошадей. В России их 2–3 в год, – добавляет Колбасенко. – Пока в нашей нише работает только сарафанное радио».

«Миниатюрных лошадей в основном привозят под заказ. Держать большое поголовье в России невыгодно, их сложно продать, – поясняет Кочергин. – Дети таких лошадок обожают, а родители покупать не торопятся. Хотя в содержании они больших хлопот не доставляют».

Низкий спрос на миниатюрных лошадей объясним, считает Александр Трусов, директор Moscow equine service: «В отличие от пони эти лошадки не такие морозоустойчивые, и им нужен теплый денник на зиму. Ребенку лучше купят шетлендского или уэльского пони, на котором он сможет ездить. Та же картина и в Германии, Голландии и Франции».

«Возможно, со временем мы придумаем и какой-то другой бизнес, который будет приносить больше денег, но от лошадей не откажемся», – заключает Колбасенко.