Французские банкиры остались без излишеств

Credit Agricole лишил своих инвестбанкиров изысканных обедов, номеров в дорогих отелях и поездок на такси

Credit Agricole перестанет возмещать сотрудникам траты за поездки на такси в Париже, Лондоне и Нью-Йорке в дневное время и ограничит их расходы на авиаперелеты, гостиницы и рестораны. Расходы на оплату гостиниц в странах еврозоны не должны превышать 165 евро за ночь (см. врез), сумма счета из ресторана в Париже – 25 евро на человека, за исключением обедов с клиентами. «Все расходы свыше лимитов могут возмещаться только в исключительных случаях», – говорится в электронном сообщении, которое Credit Agricole разослал сотрудникам инвестбанковского подразделения (есть в распоряжении The Wall Street Journal). К сообщению прилагается таблица с лимитами расходов для разных городов.

Новость вызвала уныние среди сотрудников Credit Agricole. «Это просто неприлично, – возмущается один из топ-инвестбанкиров. – Теперь мы вынуждены останавливаться в отелях на задворках и тратить время в поездах, чтобы добраться до Амстердама или Швейцарии, потому что самолет больше не оплачивают. Если я ужинаю не с клиентом, то все, что могу себе позволить, – бокал вина и легкую закуску».

Credit Agricole, пятый по размеру активов банк Франции, сильно пострадал в кризис. Недавно он объявил о сокращении инвестбанковского бизнеса и планах сосредоточиться на рознице во Франции. Банк свернул операции в 21 из 53 стран и ведет переговоры о продаже части брокерских активов. Чтобы соответствовать новым правилам регулирования, Credit Agricole ликвидировал 2350 рабочих мест в разных странах и запустил программу сокращения издержек, которая к 2016 г. должна обеспечить экономию 650 млн евро ежегодно. Три четверти сокращений рабочих мест коснулись именно инвестбанковского подразделения. Как и многим другим европейским кредитным организациям, Credit Agricole пришлось отказаться от амбиций стать универсальным банком и на равных конкурировать с гигантами с Уолл-стрит.

«Более крупные европейские инвестбанки еще могут побороться, чтобы остаться в игре. Но для таких банков, как Credit Agricole, которые никогда не были значимыми игроками на глобальном уровне, лучший выход – сократить масштабы операций и сосредоточиться на нишах, где у них еще есть конкурентные преимущества», – говорит аналитик Natixis Эли Дарвиш.

Подобные прецеденты известны. В 2008 г. Citigroup запретил инвестбанкирам проводить встречи с клиентами вне офиса и урезал расходы на цветное копирование документов. Не так давно Morgan Stanley ограничил командировочные расходы и расходы на мобильную связь. Но в целом подобный подход нетипичен, особенно в отношении инвестбанкиров, занимающих высокие позиции. Они всегда пользовались преимуществами, недоступными другим подразделениям, «всегда были исключением из всех правил», замечает социолог Французского национального центра научных исследований Оливье Годшо.