На разных языках

Усилия федеральных властей по улучшению инвестклимата могут навредить регионам: все силы они потратят на выполнение заданий сверху, а не на работу с инвесторами
У регионов не хватает ресурсов на работу с инвесторами/ А. Астахова/ Ведомости

Сегодня KPMG и РСПП представят на выставке «Иннопром» совместное исследование «Привлечение прямых иностранных инвестиций в российские регионы». В основе обзора 200 интервью с руководителями иностранных компаний, описавшими свой опыт инвестирования в российскую экономику и отношение к работе властей над повышением ее привлекательности. Речь шла в первую очередь о ситуации на местах, а не о мерах федерального уровня.

Говоря об отношениях с региональными властями, инвесторы были категоричны и заявляли либо о «высокой степени доверия», либо о полном его отсутствии. Доверия к федеральным властям и муниципалитетам меньше: проблема – в отсутствии координации.

KPMG выделяет «форму» и «содержание» инвестклимата. «Форма» – это долгосрочные стратегические задачи: улучшение институтов и процедур, развитие инфраструктуры, причем эти меры в основном запускаются на федеральном уровне. А «содержание» – это решение каждодневных задач: например, взаимодействие с инвесторами, помощь в преодолении барьеров, работа над конкретными проектами. Но на практике работа над формой зачастую не сопровождается работой над воплощением этой формы в жизнь, объясняет управляющий партнер KPMG Олег Гощанский.

Пристальное внимание к форме может отвлечь на себя основные ресурсы и тогда вообще не даст регионам заниматься реальными делами, пишут авторы исследования. Вводится Региональный инвестиционный стандарт, успешность его внедрения будет учитываться при оценке губернаторов, рассказывает Гощанский: «Краткосрочная потребность в регионах – обеспечить наличие «формы». А заниматься содержательной работой с иностранными инвесторами в регионах иногда просто некому, продолжает он: не все говорят на иностранных языках, не понимают, не могут поставить себя на место инвестора.

Около 50% прямых инвестиций приходится на Москву и Санкт-Петербург, это витрина, пишет KPMG: здесь инвесторы получают первый опыт работы в России. Но в большинстве случаев им все и ограничивается: лишь 12% иностранных инвесторов, запустив проект в одном регионе, продолжили экспансию в другие (см. график).

Инвестиционная привлекательность региона складывается из множества факторов, местные власти способны повлиять далеко не на все из них. К жестким факторам вместе с географическим положением и природными ресурсами авторы исследования относят инфраструктуру и человеческий капитал. А сосредоточиться следовало бы на гибких факторах, рекомендуют они: например, отлаживать административные процессы. Это может увеличить приток капитала и знаний, что позволит заниматься более капиталоемкими проблемами (например, инфраструктурой) и другими долгосрочными задачами – например, изменением менталитета для борьбы с коррупцией.

Многие регионы годами работают с инвесторами, опираясь на уникальные преимущества, а теперь, когда инвестклимат вошел в федеральную повестку дня, со всех спрашивают по общей мерке, требуют ускорять процедуры, писать стратегии, сетует высокопоставленный региональный чиновник. «Нельзя увлекаться попытками облечь в формальности живой процесс работы с инвесторами», – согласен губернатор Калужской области Анатолий Артамонов: каждая ситуация индивидуальна. Единого рецепта быть не может, есть только общие принципы, говорит он: «Все должно быть по-честному, а инвестору должно быть удобно».

Полномочия разграничены и нет ничего, что отвлекало бы регионы от работы над инвестклиматом, не согласен замминистра экономического развития Сергей Беляков. Один из ключевых показателей работы – объем привлеченных инвестиций, напоминает он: все в руках регионов, а чем больше инвестиций – тем больше ресурсов для работы.