Ананьевы идут в массы

Дмитрий Ананьев возвращается к управлению Промсвязьбанком, чтобы сделать его более розничным и увеличить кредитование малого и среднего бизнеса
Дмитрий Ананьев/ С.Портер/ Ведомости

Председательница Совета Федерации Валентина Матвиенко, прощаясь на прошлой неделе с Дмитрием Ананьевым, объяснила, что он оставляет верхнюю палату из-за запрета на владение зарубежными счетами и что он решил вернуться в бизнес. Основной бизнес Дмитрия Ананьева и его брата Алексея – Промсвязьбанк (10-е место в списке «Интерфакс-ЦЭА»), которым, как и другими своими активами, они владеют через нидерландскую Promsvyaz Capital B.V. У банка есть и миноритарный акционер – ЕБРР с 11,7% акций.

Кому дает взаймы Промсвязьбанк

Сейчас Промсвязьбанк пересматривает стратегию развития до 2016 г., выдержки из нее есть у «Ведомостей».

Промсвязьбанк сосредоточится на развитии розницы, а также кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), следует из стратегии банка. «Мы стремимся к тому, чтобы половину нашего кредитного портфеля занимал корпоративный бизнес, 25% – малый и средний бизнес, 25% – розница», – пишут авторы стратегии.

Действительно, это одна из стратегических задач банка на ближайшие годы, подтвердил человек, близкий к Промсвязьбанку. Иметь значительную часть прибыли от корпоративного блока – значит иметь слабо диверсифицированный бизнес, сетует собеседник «Ведомостей». А отношение корпоративного бизнеса к рознице плюс МСБ приблизительно 50% на 50% – хорошая история для инвесторов, продолжает он: не очень позитивно, когда устойчивость и доходность бизнеса зависят от нескольких крупных клиентов; в сегментах же МСБ и розницы это уже миллионы клиентов. Представитель Промсвязьбанка подтвердил, что банк обновляет стратегию развития, от содержательных комментариев о стратегии он отказался.

В I квартале текущего года доля корпоративных кредитов в общем портфеле банка (на 1 апреля, по данным отчетности банка, 416,9 млрд руб.) составляла 72,9%, розницы – 11,6%, МСБ – 15,4%, сообщил представитель банка. Получается, банк рассчитывает сократить долю корпоративного бизнеса в общем портфеле примерно на треть и увеличить долю по другим направлениям бизнеса почти вдвое. На практике это значит, что в ближайшие три года с учетом роста общего портфеля банк будет наращивать розницу и МСБ в два раза быстрее рынка, а корпоративный бизнес сохранит рост в темпе рынка, сказал сотрудник Промсвязьбанка.

Но корпоративный блок – ядро деятельности банка и основной драйвер кросс-продаж, банк планирует удержаться в топ-10 корпоративных банков и сохранить лидерство в факторинге и международном финансировании, говорится в материалах банка. В списке факторинговых компаний «Эксперт РА» за 2012 г. Промсвязьбанк занял 2-е место после «ВТБ факторинга».

Таким образом, банк планирует существенно увеличить объем комиссионных за счет активного развития транзакционного бизнеса, говорится в материалах. По направлению МСБ Промсвязьбанк планирует более чем втрое увеличить базу клиентов к концу 2016 г. и стать финансовым партнером 3% экономически активных предприятий МСБ в России. В материалах банка также говорится, что банк должен обслуживать более 4 млн розничных клиентов, но горизонт этих планов выходит за пределы 2015 г.

Сегодня банки в основном отдают предпочтение МСБ и рознице, это общерыночная тенденция, говорит зампред «Уралсиба» Илья Филатов: «Уралсиб» для себя еще в прошлом году в качестве приоритетных выбрал эти направления. Розничное кредитование и кредитование МСБ – более высокомаржинальные виды бизнеса, к тому же в корпоративном бизнесе в отличие от розницы и МСБ один плохой актив может негативно влиять на весь блок, поясняет Филатов.

Промсвязьбанк давно развивает розничное направление: у банка сейчас розница неприбыльная, направление пока еще неэффективное, но стало безубыточным, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Запас капитала у банка сейчас есть (с учетом того, что ЦБ отложил введение принципов «Базеля III» на конец года), но задача поставлена амбициозная: прежде банку не удавалось сочетать высокие темпы роста с прибыльностью, замечает Порывай. Дополнительная сложность состоит в том, что рынок потребительского кредитования близок к насыщению, большого потенциала у него нет, к тому же на рынке уже есть лидирующие игроки, а в сегменте МСБ наблюдаются признаки ухудшения качества заемщиков, заключает аналитик.