Конфискация частот отменяется

Минкомсвязи не станет отбирать у операторов частоты для сетей LTE, но планирует вместе с ними найти более решительные способы преодоления «цифрового неравенства», используя LTE
Минкомсвязи заинтересовано установить базовые станции LTE по всей стране/ М.Стулов/ Ведомости

Минкомсвязи не планирует изымать частоты у МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и «Ростелекома» силовыми методами, речь идет лишь о поиске самых эффективных способов решения проблемы «цифрового неравенства» – неравномерного развития технологий в разных частях страны. Об этом сказал вчера журналистам министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

В июле 2012 г. компании сотовой «большой тройки» и государственный «Ростелеком» выиграли конкурс на федеральные наборы частот для строительства сетей мобильной связи четвертого поколения (стандарт LTE). В общей сложности им досталось 120 МГц в нижнем диапазоне (700 и 800 МГц) и 80 МГц в верхнем (2,5–2,7 ГГц). Но нижние частоты заняты военными средствами связи, и победители конкурса должны были профинансировать их конверсию, однако не спешили с этим. В итоге в начале июля 2013 г. Минкомсвязи предложило президенту Владимиру Путину перераспределить частоты нижнего диапазона, отдав их вновь созданной инфраструктурной компании, на 100% принадлежащей государству.

Радиус действия базовой станции, работающей в верхнем диапазоне, небольшой, это хорошо для строительства сетей в городах, а для сельских территорий, где живут десятки миллионов россиян, нужен нижний диапазон, радиус покрытия в котором гораздо больше, объяснил вчера Никифоров. Но проблема в том, что у операторов возникли сложности с конверсией нижнего диапазона, так что «конверсия сможет закончиться только лет через десять, а десять лет мы ждать не можем», объяснил он.

Операторы пытаются решать проблему конверсии по принципу электромагнитной совместимости (ЭМС), когда военные и гражданские средства связи изыскивают неконфликтные участки спектра и уживаются в одном диапазоне, рассказывают представители сотовых компаний. Такой принцип работы позволяет запускать сети LTE быстрее и дешевле, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Лишь в тех случаях, когда применение этого принципа невозможно, МТС обсуждает с военными варианты частичной или полной конверсии. Действуя таким образом, операторы уже в этом году начнут оказывать услуги LTE в нижнем диапазоне, обещает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. А полная расчистка этого диапазона, по ее оценкам, займет несколько лет, ведь перевести военные средства связи в другой диапазон за короткий срок технически невозможно. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) поручила заниматься конверсией LTE-частот Союзу LTE (учрежден операторами «большой четверки») и пока нет оснований считать, что он с этой задачей не справился, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Как раз сейчас Союз LTE исследует возможности применения ЭМС, говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. По его словам, «Ростелеком» подал в первой половине 2013 г. в Роскомнадзор 1300 заявок на присвоение частотных каналов по базовым станциям LTE, из них более половины – по частотам нижнего диапазона.

Никифоров вчера отказался обсуждать конкретные механизмы решения проблемы, но сообщил, что инфраструктурная компания, о которой идет речь, не обязательно должна быть государственной, ее может создать и четверка операторов, выигравших частоты на конкурсе.

В России есть территории, покрывать которые сетью LTE операторам будет невыгодно, между тем покрыть их необходимо, говорит чиновник Минкомсвязи. Министерство будет искать взаимовыгодный компромисс с операторами, обещает он.

Закон пока не разрешает операторам использовать частоты совместно, указывает Агаркова из МТС (правда, Минкомсвязи обещало внести соответствующие поправки, напоминает Дорохина из «Мегафона»). А инфраструктуру – в частности, волоконно-оптические линии и вышки для размещения базовых станций – операторы и так строят вместе, инфраструктурная компания для этого не нужна, продолжает Агаркова. Более того – если строить сеть с нуля, то невозможно будет опираться на существующие сети второго и третьего поколения, что приведет к ухудшению качества, уверена она. Инициатива создания инфраструктурной компании силами самих операторов высказывается министерством впервые и является, «мягко говоря, странной», считает Айбашева из «Вымпелкома». Возможно, речь идет о том, чтобы стимулировать операторов строить сети LTE в сельской местности и тем самым устранить «цифровое неравенство» – над решением такой задачи «Ростелеком» готов подумать, говорит Костарев.