Россия строит «китайскую стену»

Рабочая группа международного финансового центра (МФЦ) подготовила программу улучшения управления госкомпаниями. Главное – разрешить конфликт интересов

Предложения рабочей группы МФЦ по улучшению управления госкомпаниями будут обсуждаться в августе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказали два чиновника правительства. Достоверность презентации (есть у «Ведомостей») подтвердили федеральный чиновник и член группы. Она была подготовлена после того, как президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме раскритиковал управление госкомпаниями. Пока капитализация многих крупнейших госкомпаний падает (см. таблицу). Эксперты выделили три главные причины неэффективности госкомпаний.

Плохой собственник

Государство не может разрешить конфликт собственных интересов – оно и собственник, и регулятор, пишут эксперты. Бывший министр финансов Алексей Саватюгин рассказывал, что на заседаниях набсовета Сбербанка у него складывалось ощущение шизофрении: банку было выгодно закрывать убыточные отделения, а государство голосовало против по социальным причинам.

Эксперты предлагают построить «китайскую стену» между профильными ведомствами и Росимуществом: агентство, а не отраслевые чиновники должно давать директивы об утверждении стратегий компаний, блокировать необоснованные стратегии и отслеживать достижение менеджерами ключевых показателей эффективности (KPI). Само Росимущество не хочет таких полномочий, говорит федеральный чиновник. Представитель агентства это не комментирует. Росимущество не сможет формировать отраслевые стратегии, скептичен юрист госкомпании: «Оно останется лишь координатором между ведомствами».

Номинальные директора

Эксперты советуют создать правительственную комиссию, которая будет выдвигать кандидатов в советы директоров 30 крупнейших госкомпаний и в спорных случаях, для остальных компаний – на уровне Росимущества. Межведомственная переписка будет публиковаться, отказ согласовать кандидатуру можно будет оспорить в суде.

Полномочия директоров рекомендовано расширить: наделить их правом следить за достижением менеджерами KPI, увольнять их за нарушение кодекса корпоративной этики или при утрате доверия. Директорам нужно больше свободы, считают эксперты – и предлагают сократить перечень вопросов, по которым директора голосуют на основании директив чиновников. А в будущем они советуют заменить директивы на публикуемые рекомендации Росимущества.

Большая часть предложений будет иметь смысл лишь при недирективном голосовании, отмечает президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Нужно улучшать процедуру выработки директив, а не отменять их, возражает директор правового департамента госкомпании. Ситуация в советах директоров ухудшилась после того, как из них выведены высокопоставленные чиновники, уверен Саватюгин: теперь в них бывшие чиновники, которые «голосуют по директиве и не несут ответственности».

Неэффективные менеджеры

Путин требовал ввести четкие KPI для госменеджеров – например, капитализация компании. Эксперты не согласны, что KPI нужно привязывать к капитализации. Достаточно сократить число KPI, а менеджеров, которые их не достигли, лишать вознаграждения. Мешает оценивать менеджеров и постоянный пересмотр планов компаний. Эксперты предлагают запретить госкомпаниям в течение года корректировать бюджет и инвестпрограмму.

Работу госкомпаний рекомендовано сделать прозрачной: обязать менеджеров сообщать о важных просьбах к чиновникам, публиковать договоры об использовании имущества.

Госкомпании похожи на черный ящик, их инвестпрограммы раздуты, а неэффективных менеджеров не увольняют, говорит директор по инвестициям инвестфонда ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров. Российские госкомпании не отвечают перед обществом – это главная проблема, солидарен бывший топ-менеджер госкомпании.

Представители группы МФЦ и Шувалова предложения не комментируют. Главное – разделение полномочий собственника и регулятора, отмечает чиновник. Эту идею несколько лет высказывает Шувалов, но сейчас вряд ли лучшее время для ее реализации, рассуждает собеседник «Ведомостей»: «Не самое сильное правительство, чтобы инициировать реформу». Многие предложения, например об отмене директив, трудно реализовать в ближайшее время, признает чиновник.