РЖД не пускает к портам

РЖД выступила за ограничение либерализации грузовых пере-возок. Она предлагает оставить себе доставку грузов к портам, а частным компаниям предоставить региональные маршруты
РЖД не хочет делиться с частниками самыми выгодными маршрутами/ A.Rudakov/ Bloomberg

РЖД направила в правительство критерии выбора участков для «пилотного проекта» по либерализации доступа железнодорожных операторов к маршрутам (сейчас РЖД принадлежит не только железная дорога, но и локомотивы, которые по ней везут грузовые составы), рассказали «Ведомостям» два источника, близких к монополии. Среди маршрутов, которые, по мнению компании, не должны передаваться частным операторам, – участки, ведущие к портам и пограничным переходам, и перегоны, где преобладает пассажирское движение (не менее 60% всех перевозок). Представитель РЖД это подтвердил, уточнив, что предложения компании не противоречат «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок», принятой в начале 2011 г. Представитель Минтранса отказался от комментариев.

В этой модели указано, что участок для развития конкуренции «за маршрут» должен быть тупиковый, его протяженность – 200–700 км. На этом маршруте также должна быть неполная загруженность, без смены вида тяги.

РЖД передает локальному перевозчику право осуществлять грузоперевозки на отдельных участках инфраструктуры (пути остаются в собственности РЖД) сроком на 5–10 лет, говорится в этом документе. Локальный перевозчик выбирается по итогам конкурсного отбора, а за ним, в свою очередь, – право выбора технологии перевозки.

Нежелание монополии отдать локальным перевозчикам направления к портам объяснимо, замечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Ведь в таком случае операторы откажутся возить низкорентабельные грузы, такие как уголь, поясняет он. А РЖД будет вынуждена повысить тариф на его перевозку, чтобы компенсировать свои расходы, но тогда российский уголь станет неконкурентоспособным на мировых рынках, рассуждает эксперт.

Железнодорожные операторы уже несколько лет добиваются либерализации рынка локомотивной тяги. У крупнейших из них (Globaltrans, «Нефтетранссервис», «Трансойл» и Первая грузовая компания) есть свои локомотивы. На совещании в конце июня вице-премьер Аркадий Дворкович поручил РЖД, Минтрансу и «Совету участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» подготовить «пошаговую модель» реализации пилотного проекта по развитию конкуренции на маршруте, говорится в протоколе этого совещания (у «Ведомостей» есть копия). А РЖД также должна подготовить информацию о возможных проблемах взаимодействия с локальными перевозчиками.

Предоставление услуг локомотивной тяги – не самый прибыльный вид бизнеса РЖД: в 2012 г. она заработала на нем 12,4 млрд руб., в то время как на предоставлении путей почти в 8 раз больше – 96,7 млрд руб., говорится в материалах компании. Но издержки от предоставления локомотивов значительно ниже (9,2 млрд руб.), чем от инфраструктуры (118,8 млрд руб.).

Свои предложения по выбору участков должны представить и члены «Совета участников рынка». Все предложения будут рассмотрены на совещании у Дворковича, его дата пока не назначена.