Москва создала проблемы 698 банкам

Департамент транспорта Москвы не рекомендует оплачивать штрафы через большинство российских банков. В Федеральном казначействе и самих банках удивлены рекомендацией
Московская мэрия рекомендует не оплачивать штрафы через 72% российских банков./ B. McDermid/ Reuters

Москва радикально увеличила список банков, через которые не рекомендует оплачивать штрафы ГИБДД. Полторы недели назад в список попали 12 банков, а вчера их число выросло до 698 (всего действующих, по данным ЦБ, 956), следует из сообщения, опубликованного на сайте департамента транспорта Москвы. При использовании этих банков москвичи могут столкнуться с «возможными проблемами» при отображении платежей, предостерегает департамент. В самом сообщении перечислены лишь пять: «МДМ банк», «Русский стандарт», «Яндекс.Деньги», Альфа-банк, Гута-банк.

Претензии к работе системы Рудь связывает с нерасторопностью некоторых банков. Ведь разные банки, в том числе с большой филиальной сетью, смогли выполнить все требования, говорит она: среди них Сбербанк, «ВТБ 24», система Qiwi, Промсвязьбанк, Мособлбанк, Росбанк. По словам Рудь, банкам, которые выполнили требования о взаимодействии с ГИС ГМП с нарушением срока, Федеральное казначейство рекомендует догрузить в систему информацию о ранее принятых платежах. «Больше виноваты банки, которые некорректно заполняют бумаги», – считает чиновник мэрии.

С января 2013 г. банки должны передавать данные об уплате административных штрафов в информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), но иногда представители банков не выгружают эти сведения или делают это частично, жаловались в мэрии. В результате автовладельцы находят себя в базах должников, что грозит им повышением суммы штрафа или ограничением на выезд за рубеж. В январе – мае 2013 г. выявлено около 100 000 таких случаев. В результате задержек десятки тысяч автовладельцев, оплативших штрафы, попали в списки неплательщиков на сайтах Gosuslugi.ru, Pgu.mos.ru и Gibdd.ru.

«В последнее время звонки с вопросами, как оплатить или проследить за уплаченным штрафом, участились – мы получаем около 1000 звонков в неделю», – говорит представитель департамента транспорта. На его сайте отмечено, что данные в списке предоставлены Федеральным казначейством: эти банки по состоянию на 12 июля не передают сведения в систему государственных платежей.

В казначействе такого списка не готовили. По словам начальника управления Федерального казначейства Оксаны Рудь, департамент транспорта Москвы запрашивал у казначейства информацию о банках: им предоставлен список банков, зарегистрированных в качестве участников ГИС ГМП на 12 июля. Черных списков казначейство не ведет, подчеркивает она. «На банки никто ответственности не перекладывает», – считает Рудь. По ее словам, банки должны были подключиться к системе до 1 января 2013 г., многие это сделали и лишь пять небольших банков, не входящих в топ-100, официально отказались подключаться. Присоединиться согласились 749 банков, при этом многие из них пока дорабатывают необходимую защиту канала связи, поэтому работают с системой в тестовом режиме, говорит Рудь: полностью подключились к системе и передают сведения о платежах 52 банка. По ее словам, сами банки несут расходы на подключение к системе: взаимодействие с ГИС ГМП – их конкурентное преимущество, а затраты они смогут вернуть за счет комиссий за проведение платежей.

«Мы обсуждаем это с Центробанком и казначейством, и вся проблема в том, что нам никто не может пояснить, как подключиться к этой системе в соответствии с нашими правилами безопасности», – говорит топ-менеджер крупного банка. При этом у банка нет проблем с обслуживанием операций по оплате штрафов – услуга занимает до трех дней. ГИБДД еще не может предоставить единые стандарты, поэтому никто пока не может подстроиться под требования, рассказывает другой банкир.

Альфа-банк начнет передавать информацию о принятых платежах в ГИС ГМП с 5 августа, после необходимых доработок программного обеспечения, сообщила директор расчетно-кассового центра банка Елена Зуева. «Вопросом подключения к ГИС ГМП мы начали заниматься с ноября 2012 г., когда получили проект порядка ведения системы», – рассказывает она: но только в марте 2013 г. совместным письмом Федерального казначейства и Минфина официально опубликованы критерии. В них разъяснено, о каких платежах следует направлять информацию в ГИС ГМП, а также сформулированы требования к автоматизации этого процесса. Банку требуется время, чтобы в свою инфраструктуру встроить нужный функционал, отмечает она.

Есть два процесса – оплата по выставленной квитанции о штрафе и уведомление об оплате, говорит представитель Райффайзенбанка: «Оба предполагают обмен информацией либо через платежную систему ЦБ, либо через систему межведомственного электронного взаимодействия». Банк выбрал второе, сейчас идет подключение, добавляет он.

Проблема в инфраструктуре – со стороны ГИБДД, говорит представитель «Яндекс.Денег»: «Федеральное казначейство не раз критиковало ГИБДД за непрозрачный алгоритм формирования уникального идентификатора по штрафным квитанциям. Мы понимаем желание ГИБДД привести все банки и платежные сервисы к единому стандарту». «Яндекс.Деньги», как и все крупнейшие банки страны, делают все возможное, чтобы помочь ГИБДД, но «не все зависит от нас», говорит он. Дозвониться до представителя ГИБДД вчера вечером не удалось.