Руководители крутят педали

Российские офисные сотрудники все чаще предпочитают добираться на работу на велосипедах
Д.Абрамов/ Ведомости

Миллиарды часов, миллионы рабочих мест. 15%

Населения США (42 млн человек) в прошлом году совершали более или менее регулярные велосипедные прогулки. Но почти 50% населения страны хотели бы, чтобы их районы были лучше преспособлены для велопрогулок.

1,1 млн рабочих мест

Столько американцев заняты в отраслях, связанных с производством, продажами и обслуживанием велосипедов.

$10

Экономит в день в среднем служащий, который добирается на работу на велосипеде, а не на автомобиле. К тому же он не тратит время на стояние в пробках, на что ежегодно уходит почти 5 млрд часов и $115 млрд. Источник: Bikes Belong

Вот уже 17 лет подряд Николай Федосеев, руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, добирается на работу на велосипеде. Один из начальников несколько лет назад как-то посоветовал ему: «Хочешь сделать карьеру - перестань приезжать в офис на велике, это выглядит легкомысленно». Но он не перестал и за это время все-таки продвинулся по карьерной лестнице.

Чиновник снимает стресс

«Но тогда я меньше всего думал о карьере, больше - о необходимости сохранить физическую форму в условиях сидячей работы. И сейчас так думаю», - замечает Федосеев.

Вечером можно и часа полтора на машине в пробках простоять, это как повезет, а велосипед всегда стабилен, говорит чиновник: «Утром - 31-35 минут в зависимости от светофоров и направления ветра, которые тормозят среднюю скорость. Вечером - в более расслабленном темпе минут 40». Кроме того что это отличный попутный способ поддержания формы, велосипед очень хорошо снимает накопившийся за день стресс, уточняет Федосеев.

«Улицы выбираю второстепенные, хотя по магистрали будет короче и быстрее», - говорит он. В одну сторону у него получается 12 км, 24 км каждый день, рассказывает он. За весь сезон с апреля по октябрь - примерно 2000-2300 км.

«Велосипед и деловой костюм плохо сочетаются, да и костюм жалко», - считает чиновник. Поэтому он едет в спортивной одежде. Специально приезжает пораньше, чтобы было время переодеться и принять деловой вид: «Есть душ и шкаф, в котором висят костюм и рубашки, стоит офисная обувь». Коллеги относятся к такому необычному способу передвижения «без особых эмоций», говорит он: «Думаю, что в этом ничего сверхъестественного сегодня нет. Я никому не мешаю и делаю это в свое свободное от работы время - до начала и сильно после окончания рабочего дня».

Трюк с переодеванием

Переезды в Москве длинные, и даже в компаниях, где не принят дресс-код, велосипедисты предпочитают переодеваться. Например, строгого дресс-кода в банке «Тинькофф кредитные системы» (ТКС) нет. Олег Анисимов, вице-президент по маркетингу, ездит на работу на велосипеде с мая этого года, рассказал он. Проблема в том, что у банкиров не принято находиться на рабочем месте в футболке и обтягивающих шортах.

Помогает устройство офиса. «Я еду в футболке, а потом в офисе переодеваюсь в рубашку: у нас в офисе есть спортзал Tinkoff Sport, поэтому можно принять душ», - рассказывает он. Получается, что «начальство даже не в курсе», на чем он добирается в офис.

Олег Тиньков, председатель совета директоров банка ТКС, увлечен велоспортом и всячески его поддерживает. В прошлом году банк стал титульным спонсором датской велосипедной команды Riis Cycling. Начиная с гонки «Тур де Франс» 2012 г. и весь сезон 2013 г. команда называется Saxo-Tinkoff (инвестиционный банк Saxo Bank до этого был единственным титульным спонсором команды). «Но это не имеет отношения к тому, что я езжу в офис на велосипеде», - улыбается Анисимов.

Вызывает пересуды

Но не всегда коллеги и руководители столь лояльны к велосипедистам. На форуме «Клерк.ру» менеджер по персоналу с ником agra написала: «Взяли нового главбуха, нареканий нет, человек справляется с обязанностями, но! Она совершенно игнорирует общепринятый порядок. На работу ездит на велосипеде и прямо в шлеме и форме идет по коридору. Да, у нас есть душ, и в офисе она выглядит прилично по дресс-коду. Руководство и клиенты в тихом шоке, когда взрослая дама 38 лет садится на велосипед горный и уезжает. Как вы считаете, должен главбух, как лицо фирмы, соответствовать общепринятым нормам коллектива? Вы бы согласились сотрудничать с контрагентом, когда приезжаете подписывать документы, а тут взрослая женщина в шлеме к велосипеду идет. Еще меня беспокоит то, что от работы до офиса, она и сама говорит, у нее около 20 км, и едет она час. Она же уставшая на работу приезжает. Это не очень честно к работодателю, не думаете?»

Тема вызвала большой резонанс. Большинство участников обсуждения считают, что работодатель не должен контролировать вид транспорта, на котором сотрудник едет до офиса, если он не опаздывает, справляется со своими обязанностями и в рабочее время соблюдает дресс-код. Например, пользователь Аня Малец считает, что главбух «совместила зарядку и дорогу на работу, плюс получила удовольствие, занимаясь хобби. Кстати, это свидетельствует о хорошем личном таймменеджменте. На работе ей положено вообще-то головой думать, а не ногами бегать».

Миллиардерам можно

«Я всегда езжу на деловые встречи на велосипеде, - рассказывает британский миллиардер и основатель сотового ритейлера Phones4U Джон Кодвелл. - Обычно я появляюсь в велосипедном костюме из лайкры и не снимаю его во время встречи. Думаю, люди немного удивляются, но костюм же никак не влияет на смысл того, что я им скажу». Кодвелл говорит, что обычно его партнеры воспринимают его позитивно. Неприветливо к нему относятся разве что на проезжей части.

Кодвелл ездит на велосипеде уже с десяток лет, начинал он еще тогда, когда появление на встрече в таком виде вызывало недоумение и расценивалось как эксцентричное поведение. С тех пор - особенно в последние пять лет - отношение к велосипедам изменилось как в обществе в целом, так и в бизнес-среде. Благодаря удобству веломаршрутов в крупных городах - например, в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Монреале - с помощью велосипеда на работу стали добираться даже те, кто раньше и вовсе не рассматривал такую идею. «Мы тесно сотрудничаем с компаниями и видим, что количество людей, добирающихся до работы на велосипедах, сильно выросло, - говорит Майк Кэвенетт из London Cycling Campaign (лоббирует интересы велосипедистов в Лондоне). - Причем это совершенно разные люди - от политиков и бизнесменов до рабочих». Дженнифер Холловей, основатель агентства персонального брендинга Spark, считает, что это стало обычной практикой благодаря удобной системе проката и множеству высокопоставленных сотрудников, использующих велосипеды. «Велосипедисты выделяются из толпы, но уже не воспринимаются обществом как что-то необычное, хотя все еще у окружающих возникает мысль, что у них просто не хватило денег на автомобиль», - говорит она.

Главное - не переусердствовать

Однако коллегам и партнерам не стоит очень уж много рассказывать про свое увлечение, предостерегает Уильям Хэнсон, эксперт по этикету. «Если людям это интересно, то, конечно, обсудите это. Главное - не выглядеть так, как будто вы ищете их похвалы», - считает он. Не навязывайте собеседникам эту тему, добавляет он.

Что касается появления на встрече в велосипедном костюме, то «не стоит так одеваться, людям совершенно необязательно знать о твоих странностях», считает Холловей. Но важно помнить, что правила в данном случае не для всех одинаковые: в зависимости от сферы и должности человек может чувствовать себя более свободным в этом плане. «В стандартной корпоративной сфере требования к внешнему виду могут быть более строгими», - предупреждает Холловей.

Главная проблема велосипедистов летом - гигиена. Хотя ее можно достаточно легко решить, считает Кэвенетт. «Поездка на работу не должна быть похожа на серьезную тренировку. Если двигаться в спокойном темпе, то и не вспотеешь», - уверен он. «Самое дальнее расстояние, которое я преодолевал по пути на встречу, - 168 км, - говорит Кодвелл. - Я приехал, переоделся и зашел в Бленхеймский дворец (родовое имение герцогов Мальборо. - «Ведомости»)». Обычно Кодвелл проезжает около 112 км. Расстояние же свыше 200 км считает слишком большим.

Одним из немногих случаев, когда Кодвелл отказался от лайкрового костюма, стала встреча с принцем Гарри: «Я проехал 8 км в деловом костюме - опасался, что принц воспримет лайкру как проявление неуважения».

Также, чтобы не предстать перед партнерами в невыгодном свете, лучше выбирать велосипед с вертикальной посадкой, надевать более просторную одежду, вещи лучше класть в корзину, а не в рюкзак, советует Кэвенетт. Несмотря на то что велосипеды почти не угоняют, не стоит забывать и о безопасности. «Однажды мой велосипед угнали с хорошо охраняемой парковки, после этого я всегда завожу его в помещение», - говорит Кодвелл.