Поделиться дважды

Минтруд, переписывающий пенсионное законодательство, оставляет базовой ставку взносов в Пенсионный фонд в 26%. Но обещает «в ручном режиме» корректировать ее ежегодно

Вчера на площадке «открытого правительства» эксперты обсудили пакет законопроектов по пенсионной реформе, подготовленных Минтрудом: о страховых пенсиях, о накопительной пенсии и изменениях в действующее законодательство.

Повышение порога зарплат, с которых уплачиваются взносы, с текущих 1,6 до 2,3 средней зарплаты к 2021 г., с большим трудом согласованное Минтрудом с Минфином и Минэкономразвития, не встретило понимания у РСПП, сообщил член его комитета и президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Бизнесу обещали, что повышения налоговой нагрузки не будет, напомнил он: «Кто говорит правду - президент с председателем правительства или закон?»

Повышение двойное - кроме порога зарплат поправки в закон о пенсионном страховании фиксируют ставку взносов в ПФР в 26%, т. е. автоматически повышают нагрузку, заметил советник гендиректора СУЭК Максим Довгялло: в угольной промышленности нагрузка на фонд оплаты труда (с учетом НДФЛ) составит 64%. Пособия и переобучение шахтеров, чьи предприятия закроются из-за нерентабельности, обойдутся бюджету дороже, предупредил Довгялло.

В 2010 г. вместо единого социального налога в 26% был введен повышенный страховой платеж в 34%, в том числе 26% в ПФР, но ставка действовала всего год (2011) и была временно снижена до 30%, в том числе в ПФР до 22%; ряд отраслей получили еще большие льготы. Законопроект Минтруда закрепляет временный и льготный характер общей ставки пенсионных взносов. Директор курирующего реформу департамента Минтруда Игнат Игнатьев отказался обсуждать этот пункт проекта, сославшись на то, что тарифами занимается другой департамент. Однако сообщил, что по факту ставка в 22% сохранится, разницу в 4 п. п., как прежде, компенсирует бюджет. В основных направлениях бюджетной политики Минфина на 2014-2016 гг. оставлен текущий порядок уплаты взносов (22% плюс дополнительные 10% с зарплат выше предельного порога). Вместе с проектом бюджета будет внесен законопроект о продлении ставки «22 + 10» на ближайшую трехлетку, а в дальнейшем этот вопрос будет снова обсуждаться с каждым новым бюджетным циклом, сообщил представитель Минтруда.

Норма в 26% перекочевала в проект нового закона из старого - как и многие другие положения, среди которых были удивившие экспертов своим архаизмом. Например, если в течение года пенсионер лично не является в банк, на счет в котором ему начисляется пенсия, то ПФР вправе выплаты приостановить. «А если человек за границу уехал? В больнице лежит? Просто с карточки деньги снимает?» - недоумевает гендиректор УК «ВТБ капитал» Наталья Плугарь. Огромная часть закона посвящена фиксированным выплатам, причем все они указаны в рублях - т. е. каждый год придется это исправлять, посетовал член Совета Федерации Александр Починок. Один пункт статьи законопроекта об условиях назначения пенсии требует минимум 15 лет стажа, другой - наличия минимум 23 коэффициентов; при том что за год стажа может быть получен максимум 1 коэффициент (кроме стажа после достижения пенсионного возраста).

Но главная проблема, по мнению Починка, - отсутствие расчетов реформы: анализа отраслевых последствий, сведения стажевых коэффициентов, последствий для бюджета в связи с изменением пенсий военных и госслужащих, лобового увеличения налоговой нагрузки. «Пенсия уголовника будет больше пенсии профессора - мы перераспределяем пенсии в пользу дольше работавших, а не больше зарабатывавших, а стаж не всегда коррелирует с зарплатой», - заметил Починок. Выводы печальны, заключил он: «Не проводить сейчас реформу».

Еще одна отраслевая несправедливость - дополнительный взнос в 6,7% на доплату к пенсии, которую получают только проработавшие 20-25 лет, пожаловался Довгялло. Но сейчас столько в шахтах не работают, а взносы платить приходится за всех, это несправедливо и может вызвать социальное недовольство, не исключил он: «Наши специалисты посчитали, что с учетом всех отчислений с работодателя пенсия [шахтера] должна быть вдвое больше, чем она получается у ПФР». Допвзнос все-таки идет не на пенсию, а на социальную доплату - это отраслевая солидарность, возразил Игнатьев. «А вы предлагаете вычесть эти 6,7% из 22% [общей ставки пенсионных взносов] и перевесить все на федеральный бюджет?» - не понял зампредседателя ПФР Сергей Афанасьев. «Позиция государства: кто зарабатывает много, должен поделиться дважды - сейчас налогами и в будущем пенсиями, и это должно так остаться», - резюмировал модератор заседания Сергей Алексашенко из Высшей школы экономики. «Вы же сами говорите о рентном характере российской экономики, - напомнил ему Игнатьев. - Кто с кем делится, это еще надо понять: общество с высокодоходными или высокодоходные с обществом».