Ускорение за 6,5 трлн руб.

Чтобы радикально улучшить транспортную ситуацию в Московском регионе, нужно до 2020 г. потратить на инфраструктуру 6,55 трлн руб. Такая смета предложена в проекте транспортной стратегии
Москве снова обещано решение транспортных проблем/ С. Портер/ Ведомости

«Ведомостям» удалось ознакомиться с проектом новой транспортной стратегии Московского региона до 2020 г. Она подготовлена НИиПИ генплана по заказу дирекции Московского транспортного узла. В начале июля документ обсуждался на Координационном совете по развитию транспортной системы столицы и области.

Прежняя стратегия была разработана Минтрансом еще при мэре Юрии Лужкове и существовала в формате научно-исследовательской работы, говорит московский чиновник, участвовавший в разработке программы. Она взята за основу, объемы финансирования сопоставимы, но программы скомпонованы по-разному. Основные задачи остаются неизменными - развитие и популяризация общественного транспорта, повышение безопасности, укрепление связей между районами региона путем развития поперечных магистралей, оптимизация грузоперевозок. Все мероприятия взаимоувязаны и эффект будет только при комплексной реализации программы (см. таблицу), говорит чиновник. «Если мы строим больше железных дорог, то частота движения поездов увеличивается, соответственно, на переездах автомобилистам придется стоять дольше. Значит, нужно строить больше путепроводов», - приводит он пример. А сокращение грузопотока, особенно транзитного, требует большего количества терминально-логистических центров в области.

Разработчики программы попытались просчитать и социально-экономический эффект от ее реализации: время пассажиров в пути, себестоимость пассажирских и грузовых перевозок, аварийность и экологическую нагрузку (см. таблицу). Каждый вложенный рубль должен принести экономике региона 1,53 руб., затраты окупятся на 18-й год реализации проекта.

Общая стоимость стратегии по целевому сценарию - 6,551 трлн руб. (по консервативному - 4,068 трлн), в том числе 728 млрд из федерального бюджета. Самые затратные подпрограммы (всего 10) - автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (3,193 трлн руб.), развитие железнодорожного транспорта (1,186 трлн) и метрополитена (1078 трлн). Но объем финансирования превышает уже подтвержденные инвестиции на 2,317 трлн руб. (по консервативному сценарию - на 422 млрд).

Стратегия станет подпрограммой федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России», так что инвестиции будут подтверждены бюджетами всех уровней, комментирует московский чиновник. ФЦП утверждает премьер Дмитрий Медведев, но до этого программа должна быть согласована профильными ведомствами - Минтрансом, Минэкономразвития и Минфином. Стать частью ФЦП московская программа не может, так как это противоречит Бюджетному кодексу, говорит представитель Минтранса, к тому же цифры по инвестициям неокончательные и еще будут меняться.

Чиновник Минэкономразвития говорит, что в его ведомстве новых предложений правительства Москвы пока не видели, но называет маловероятным выделение запрашиваемых 728 млрд руб.: «В бюджет уже заложены средства на развитие Московского авиаузла. Выделение каких-то дополнительных средств возможно, но нужно смотреть, что конкретно предлагает правительство Москвы». Представитель Минфина вчера вечером не смог предоставить комментарии. Представитель НИиПИ генплана рекомендовал обратиться за комментариями к заказчику программы, и. о. гендиректора дирекции Московского транспортного узла Виктор Еремин через представителя отказался от комментариев.

Чем больше просишь, тем больше получишь, шутит партнер Strategy Partners Александр Ованесов. За 7-8 лет возможно изменить транспортную ситуацию в регионе, считает он, однако нужно не только инвестировать в инфраструктуру, но и менять систему управления и регулирования - вводить платные дороги, парковки, ограничивать въезд.