$100 млн на скидки

Лоукостер «Аэрофлота» начнет летать в марте из «Домодедово». За пять лет перевозчик вложит в «дочку» 3,3 млрд руб. Доверить проект могут бывшему гендиректору «Авиановы» Владимиру Горбунову
М. Сергеев для Ведомостей

«Аэрофлот» определил стратегию развития своего лоукостера, запустить его планируется в марте 2014 г., следует из презентации авиакомпании, представленной совету директоров в четверг. Согласно документу (есть у «Ведомостей») это будет 100%-ная «дочка» «Аэрофлота» с отдельным сертификатом эксплуатанта (получение ожидается в декабре). За основу планируется взять модели развития крупнейших лоукостеров Ryanair и Jet Star.

Совет директоров перевозчика будет возглавлять гендиректор «Аэрофлота», в него также войдет коммерческий директор. Но все решения, кроме формирования маршрутной сети, менеджмент лоукостера будет принимать самостоятельно.

«Аэрофлот» уже приступил к поиску команды для лоукостера. Скорее всего, предпочтение будет отдано Владимиру Горбунову - бывшему гендиректору дискаунтера «Авианова», закрытого из-за конфликта акционеров (два инвестфонда - американский Indigo и российский А1), рассказал человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Сейчас Горбунов - региональный директор Airbus России. Горбунов подтвердил «Ведомостям», что с ним ведутся консультации по созданию лоукостера, подчеркнув, что решение пока не принято. Возможно, Горбунов приведет с собой и команду «Авиановы», которая получила уникальный опыт создания лоукостера, добавляет собеседник «Ведомостей».

Инвестпрограмма лоукостера составит порядка $100 млн на ближайшие два года, говорится в презентации. На его создание совет директоров авиакомпании решил выделить 529 млн руб. из фонда финансирования целевых программ, говорится в решении совета. В бюджете на 2014 г. на эти цели предлагается выделить еще 2,8 млрд руб.

В мировой практике это максимальная граница стоимости создания лоукост-проекта, говорит Дмитрий Черняк, бывший топ-менеджер А1, один из создателей «Авиановы». Он связывает такую дороговизну проекта в том числе с требованием к авиакомпаниям иметь (в собственности или в лизинге) не менее восьми самолетов.

С них компания и начнет работу, в 2014 г. летать они будут в Санкт-Петербург, Самару, Екатеринбург, Махачкалу, Краснодар, Уфу, Калининград и Новый Уренгой. В 2016 г. будет уже 26 направлений, сообщается в презентации. В маршрутную сеть, возможно, будут включены и международные направления - Киев, Стамбул, Ереван, Барселона. В течение пяти лет парк перевозчика вырастет до 40-50 самолетов.

Авиакомпания должна стать прибыльной уже на второй год работы, надеется консультант «Аэрофлота» - компания Bain (разрабатывала проект лоукостера по заказу авиакомпании). В 2015 г. она должна заработать порядка $26 млн, а к 2018 г. - около $150 млн. Сам «Аэрофлот» зарабатывает ненамного больше - $161 млн чистой прибыли в 2012 г. Когда проект будет реализован, его справедливая стоимость составит порядка $1,2 млрд, посчитали консультанты.

Планируемый пассажиропоток в презентации не сообщается, но источник, близкий к компании, полагает, что речь идет о 2-3 млн пассажиров, что гарантирует в первый же год ее вхождение в десятку крупнейших авиакомпаний страны.

Летать лоукостер планирует из «Домодедово», сообщается в презентации. Представитель «Домодедово» сообщил, что пока «Аэрофлот» не выходил на переговоры с аэропортом. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Авиакомпания собирается удешевить билеты за счет сокращения затрат на перевозку на 40% благодаря типичным для дискаунтера приемам, часть из которых станет возможна благодаря поправкам в законодательство (см. врез). Одноклассная компоновка салона сэкономит 15%, отказ от премиальных услуг (бесплатный перевоз багажа, предоставление питания) - еще 25%. «Аэрофлот» рассчитывает, что продажа услуг позволит лоукостеру увеличить выручку на 15%, перевозки багажа - на 6%.

Дополнительное удешевление возможно с изменением законодательства - отменой ввозных пошлин на самолеты вместимостью более 180 кресел (пока авиакомпания будет использовать Boeing-737 на 170 кресел), разрешением нанимать иностранных пилотов, - а также с увеличением объема перевозок, скидками на наземное обслуживание (около 10%). Все это сократит затраты на кресло до 50%, считают в авиакомпании.

Средняя цена авиабилетов на первом этапе, например, в Екатеринбург будет около 4135 руб. (дешевле нынешней средней цены на 29%), в Самару - 3100 руб. (на 43%), Уфу - 3485 руб. (на 31%), что соотносимо со стоимостью билетов РЖД, сказано в презентации. Поэтому «большая часть дополнительного спроса будет создана за счет пассажиров железной дороги».

Правда, лоббируемые «Аэрофлотом» поправки в законы помогут снизить издержки и цены на билеты и конкурентам. Топ-менеджер крупной авиакомпании не сомневается в этом, оговариваясь, что конкретных расчетов пока не проводил.

Выбор топ-менеджмента «Авиановы» для новой компании «Аэрофлота» верный, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Это был успешный проект, который закрылся из-за разногласий акционеров и их завышенных ожиданий, говорит он. «Проект был бы еще успешнее, если бы удалось провести ряд законодательных инициатив. Вторая попытка, вероятно, будет успешней», - продолжает Синицкий. Весной предложение гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева создать лоукостера поддержал президент, напоминает Синицкий.