От редакции: Доступное жилье 2.0

А. Махонин/ Ведомости

Совет по жилищной политике, созданный вчера указом президента Владимира Путина, по существу является реинкарнацией давнего нацпроекта «Доступное жилье», заявленного еще в 2005 г. и развивавшегося не слишком удачно. В прошлом году Игорь Шувалов назвал его «брошенное дитя». Что же такое новый совет?

Заявления о необходимости навести порядок в сфере жилищного строительства, обеспечить доступность жилья для очередников и военных звучат регулярно, но сама эта регулярность свидетельствует о том, что динамика не слишком обнадеживает. Несмотря на бодрые показатели строительства нового жилья, его доступность снижается. Рост цен на жилье продолжается, несмотря на снижение доходов населения, количество изношенного жилого фонда по-прежнему велико, а очередники рискуют не дождаться социальных квартир. В феврале, выступая с предложением о создании новой структуры, Шувалов говорил, что «без президентского уровня эту задачу не поднять».

Доступное жилье всегда среди главных обещаний власти. Это ее естественный козырь - кроме нее, изменить ситуацию с жилищной политикой не в состоянии никто. Не случайно в своем первом обращении к Федеральному собранию после выборов 2012 г. Путин вспомнил только об этом нацпроекте, отметив, что дела с ипотекой развиваются нормально, а с повышением доступности жилья - нет. Вопрос в том, способна ли власть, в очередной раз достав из рукава этот козырь, удачно его разыграть.

Президент Института экономики города Надежда Косарева считает, что способна и что создание совета - не декоративная мера. Об этом говорит в первую очередь его представительность: в него входят главы федеральных министерств и ведомств, люди из администрации президента, главы регионов и высокопоставленные представители общественных организаций, таких как РСПП и Внешэкономбанк.

Прежде всего совет сможет облегчить согласование необходимых мер, которое обычно занимает слишком много времени.

Между тем проблема жилищного строительства, очевидно, системная. Ее нельзя решить повышением эффективности механизмов, которые существуют. Проблема в самих этих механизмах.

Цену жилья в значительной степени определяет административная и, тем самым, коррупционная составляющая - расходы на согласования, подключения к коммуникациям и т. д. Оптимизация уже существующих механизмов, вместо того чтобы их реформировать, не решит проблему, но лишь в очередной раз отложит ее решение.

Важная новость в том, что, создавая совет, президент решается завязать на себя крайне важное, но далеко не выигрышное направление. Куда безопаснее с политической точки зрения поручить разобраться с проблемой кому-нибудь из министров. Но, похоже, это больше не работает - или выигрыш (даже кратковременный) от выступления в роли эффективного руководителя для президента сейчас важнее возможных рисков.