Дефолты застрахуют

В России может появиться инструмент, ставший одним из символов кризиса: ФСФР готовит нормативную базу для кредитных дефолтных свопов
Новый инструмент долго будет лежать без дела/ В. Астапкович/ РИА Новости

Это первый и очень важный шаг, который открывает для российских участников новый рынок, говорит руководитель департамента производных инструментов БКС Тарас Семик, но у многих покупателей и продавцов кредитных свопов возникнут вопросы по налогообложению и бухучету. Кроме того, для некоторых потенциальных игроков (управляющие компании, пенсионные фонды) новые инструменты должны быть прописаны в перечне разрешенных для инвестирования или хеджирования. Пока, по его словам, на рынке CDS заметны ВТБ, Сбербанк и другие крупные игроки, которые торгуют свопами на суверенные долги России и крупных госкомпаний с иностранными контрагентами. Комментарии представителей госбанков получить не удалось.

Наторговали на $130 млрд. $22

трлн такова номинальная стоимость обращающихся инструментов на рынке CDS на начало июля (данные ISDA). По данным Depository Trust & Clearing Corporation (DTCC), ведущей централизованный реестр свопов, к 19 июля на суверенные долги России было заключено 10 158 контрактов CDS на $129,3 млрд по номиналу (при госдолге в $49,6 млрд). Среди российских корпоративных эмитентов спросом пользовались «Газпром» (совокупный объем долга по CDS - $51,3 млрд), Сбербанк ($14,9 млрд), ВТБ ($18,4 млрд) и Россельхозбанк ($8,7 млрд).

На российском рынке может появиться новый производный финансовый инструмент. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) распространила среди банков проект приказа (см. www.vedomosti.ru), который вводит понятие «кредитный дефолтный своп», или CDS. Это рыночная страховка от дефолта по долгам. Типичный своп - пятилетний контракт на страхование долга на $10 млн (цена такого контракта растет вместе с вероятностью дефолта). В случае дефолта эмитента продавец CDS выплачивает покупателю номинальную сумму долга, например, по облигации в обмен на саму облигацию или ее текущую стоимость.

CDS стали популярными в начале 2000-х гг. и способствовали кризису.

Фактически это означает закладывание основ рынка CDS в России, подтвердил замруководителя ФСФР Сергей Харламов: «Мы описали новый базисный актив, соответствующий стандартам ISDA (Международная ассоциация свопов и деривативов. - «Ведомости»)». В российском законодательстве такого инструмента не было - основной объем сделок в мире заключается по английскому праву, говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов.

Базовым активом российских CDS - их, кстати, может быть несколько - могут выступать самые разные инструменты или даже обстоятельства, если не известно, наступят они либо нет: ценные бумаги, товары, валюта, процентные ставки, уровень инфляции, официальная статистическая информация, сказано в приказе ФСФР.

Главной причиной, по которой в России нет активного обращения CDS, - запретительное налогообложение при заключении таких сделок, говорит гендиректор Санкт-Петербургской биржи Евгений Сердюков. Он убежден, что сделок с CDS по российскому праву не будет до изменения Налогового кодекса. Спрос на такие инструменты со стороны крупных участников рынка облигаций есть, признает он. Многие из них захотят захеджировать свои кредитные риски, но все, как всегда, будет зависеть от регулирования, в частности налогового, соглашается председатель совета директоров ИГ «Русские фонды» Сергей Васильев.

Сделки с CDS - долгосрочные, непростые, контрагенты по ним должны иметь высокие рейтинги, возможно, понадобится дополнительная система обеспечения, рассуждает Шалимов. CDS можно продавать и без этих поправок, уверяет трейдер одного из инвестбанков.

CDS были изобретены в середине 1990-х гг., но взрывной рост их выпуска и торговли ими наблюдался с 2003 г., когда быстро рос объем кредитного рынка и кредитных инструментов. Выпускать свопы на долговые инструменты любого заемщика могли любые банки, а трейдерам, чтобы торговать CDS, не нужно было владеть лежащими в их основе инструментами. По данным ISDA, к концу 2007 г. номинальная стоимость обращавшихся свопов достигла $62,2 трлн.

Гигантские объемы рынка CDS и то, что торги шли на внебиржевом рынке, без использования клиринговых и расчетных систем, сказались во время финансового кризиса. «Данный рынок совсем не регулируется, а держатели контрактов находятся в абсолютном неведении о том, насколько защищены их контрагенты. Это дамоклов меч, который готов упасть, как только начнутся банкротства», - писал в апреле 2008 г. инвестор-миллиардер Джордж Сорос. Одной из причин паники осенью 2008 г., когда финансовые компании отказывались кредитовать друг друга, было опасение, что банкротство Lehman Brothers, национализация ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, а также страховой компании AIG приведут к неплатежам по CDS. В итоге расчеты прошли без сбоев, но AIG смогла расплатиться только с помощью государственных денег, перечислив банкам, покупавшим у нее CDS, $22,4 млрд.

Кризис заставил лидеров стран «двадцатки» задуматься о регулировании внебиржевых рынков. Было решено проводить расчеты по CDS через клиринговые системы. После кризиса объем рынка CDS сократился.

«Унификация со стандартами ISDA поможет закрыть пробелы [в законодательстве], но не думаю, что будет резкий рост спроса, - убежден руководитель дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. - У нас нет такой культуры, кредитный риск обычно зашит в ставку по сделке с эмитентом».