Финансисты затягивают пояса

Инвесткомпании, знаменитые высокими зарплатами, пересматривают подход к системе вознаграждения сотрудников. Вплоть до работы лишь за процент от сделок

В БКС, напротив, пересмотрели систему вознаграждения в премиальной части сейлзов. С начала года процентные выплаты по продуктам доверительного управления снизились с 0,5 до 0,17% с привлеченных активов, по структурным продуктам - с 0,8 до 0,42%, по брокерскому обслуживанию - с 4 до 3,5% клиентской комиссии, рассказал сотрудник БКС: также отменена выплата двукратных бонусов при перевыполнении плана. Об этом знает и руководитель инвестиционной компании, в которую пытались устроиться уволившиеся из-за этого сейлзы БКС. Гендиректор «БКС премьера» Ирина Фадеева подтвердила факт пересмотра принципов мотивации: «Новая система призвана следовать интересам клиентов, а не искать личный интерес». Спрос на сейлзов находится «не на самом высоком уровне», констатирует предправления «Финама» Владислав Кочетков. «Финам» полтора года назад отказался от отдела продаж, переведя обработку потенциальных клиентов в колл-центр в Туле, говорит он: в итоге и клиентов стало больше, и зарплаты снизились.

Как выяснили «Ведомости», компании финансового рынка принялись резать издержки на сотрудников. Так, в «Третьем Риме» уже почти треть сотрудников получают только процент от привлеченных средств или принесенного дохода без оклада, рассказали два человека на инвестиционном рынке и подтвердил управляющий партнер «Третьего Рима» Андрей Мовчан. По его словам, в этом году на таких условиях стали работать три человека, всего в компании не имеют окладов более 10 человек. Мовчан планирует распространять эту практику: «Если сейлз действительно такой профессиональный, как он себя продает, то он пойдет работать за высокий процент, вроде 25%, и оклад его не будет волновать».

«На зарплату, не имеющую оклада, можно нанять юниора, а на финансовом рынке крайне важен уровень профессионализма», - замечает гендиректор «Альфа-капитала» Ирина Кривошеева. В ее компании в этом году сейлзам растянули выплату премиальной части до трех месяцев и привязали ее к доходу от средств клиента, а не к привлеченной сумме (так было ранее). «Это должно мотивировать сейлза на долгосрочные отношения с клиентами и на успешное управление привлеченными деньгами», - говорит Кривошеева.

Большинство управляющих компаний и инвестбанков отказались от гарантированных бонусов и выплаты бонусов наличными, подтверждает управляющий партнер московского офиса хедхантинговой компании Egon Zehnder Артем Авдеев: «Мало того что гарантированные бонусы исчезли практически как класс, но еще и ситуация на финансовых рынках такова, что заработать ту часть бонуса, которая привязана к индивидуальному результату, стало сложнее». Многие сотрудники инвестбанков работают за фиксированную зарплату, что еще пару лет назад было невозможно себе представить, соглашается партнер Odgers Berndtson Алексей Сизов: бонусная составляющая вознаграждения финансистов в 2013 г. свелась практически к нулю. Ухудшилась и ситуация на рынке труда. По сравнению с 2012 г. прием новых специалистов в российские инвестбанки и управляющие компании сократился до отдельных точечных позиций, заключает Сизов. Правда, «аффилированные» управляющие компании, т. е. те, которым нужно разбираться с имеющимися у группы активами, могут предлагать финансистам лучшие условия и по фиксированной составляющей, и по бонусу, замечает Авдеев.