Огромные подземные деньги

Московские власти решили на открытом конкурсе найти генподрядчика строительства метро. Лот ценой 573 млрд руб. может выиграть городская компания
М. Стулов/ Ведомости

Московский метрополитен разыграет рекордный контракт - на 573,3 млрд руб. На сайте госзакупок опубликована информация с предложением делать оферты по контракту на выполнение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов метрополитена под ключ.

Это большая часть оставшегося строительства метро (см. врез), знает близкий к мэрии человек. Победитель будет выполнять функции технического заказчика, проведет проектно-изыскательские работы, разработает проектную и рабочую документацию, осуществит строительно-монтажные работы и поставит оборудование.

«Это взаимоувязанная программа - мы хотим, чтобы был один оператор на координацию всех действий, - комментирует чиновник мэрии. - Все линии между собой взаимоувязаны - по срокам, стоимости, технологиям, стандартизации, по применяемым типовым решениям». Он полагает, что на торги заявятся крупные компании: городская организация «Мосинжпроект», «Мосметрострой», УСК «Мост», «Стройгазконсалтинг».

Гендиректор «Мосметростроя» Евгений Кашин сказал, что еще не видел оферты, но предложением заинтересовался: «Мосметрострой» может поучаствовать».

Но шансов выиграть у Кашина нет. В лотовой документации указано, что у участника закупки должен быть опыт проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов метрополитена, включая исполнение функций технического заказчика и т. д., выручка за 2012 г. должна составлять не менее 40 млрд руб., минимум на ту же сумму должно быть выполнено строительных работ в метро. Под эти требования подходит только одна компания - «Мосинжпроект», принадлежащий московскому правительству. Его выручка в прошлом году составила 44,6 млрд руб., у «Мосметростроя» - 15,3 млрд, у «Моста» - 13,8 млрд. Теоретически «Стройгазконсалтинг» с оборотом в 158,1 млрд руб. (данные за III квартал 2011 г.) мог бы претендовать, но у него нет опыта в метростроении - компания только недавно выиграла подряд у «Мосинжпроекта» на продление Замоскворецкой линии на 2,7 км.

«Мосинжпроект» за неполные три года стал едва ли не самой крупной строительной и проектной организацией города. При прежних властях компания только проектировала - подземные сооружения и инженерные коммуникации. Теперь к проектированию метро и дорог «Мосинжпроект» добавил и функцию генподрядчика, в том числе метро. В 2010 г. его выручка составляла всего 1,2 млрд руб., а в 2012 г. на строительно-монтажные работы пришлось уже 35 млрд руб. Общий портфель заказов компании, по оценкам экспертов, приближается к 400 млрд руб. Сама компания не раскрывает объем портфеля.

До конца 2020 г. московские власти обязались построить 158,4 км линий, 79 станций, 9 новых депо, потребуется 1,077 трлн руб. инвестиций. К стройке уже привлечены все крупнейшие метростроители страны: «Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой» (входит в УСК «Мост»), «Казметрострой» и «Стройгазконсалтинг». В сумме все эти компании строят 54,4 км метро.

Алексей Безбородов из аналитического центра Infranews оценивает стоимость строительства 1 км московского метро примерно в $200 млн. По самым грубым подсчетам, стройки, которые уже идут, тянут на 350 млрд руб., чиновник мэрии уверяет, что сейчас ведется строек на 250 млрд руб. Стоимость строительства линий, которые уже в работе, в открытых источниках найти не удалось.

«Мосинжпроект» работает по 223-ФЗ и будет участвовать в конкурсе», - говорит близкий к компании человек. Связаться с другими метростроителями не удалось. Конверты вскроют 12 августа.