Страховщики сменили колеса на жизнь

Страхование жизни становится локомотивом отрасли. За январь - июнь премии по нему выросли на 84% на фоне снижения выплат, тогда как возмещения по ОСАГО растут втрое быстрее сборов
Страховать жизнь заемщиков банков выгоднее, чем ответственность автовладельцев/ Д.Гришкин/ Ведомости

По результатам января - июня в пятерку крупнейших компаний по страхованию жизни вошли «Ренессанс жизнь» (увеличила сборы премии на 335,2%), «Альфастрахование жизнь», «Росгосстрах жизнь», «Метлайф алико» и «Русский стандарт страхование».

Бурный рост продаж через банковский канал, который продолжается в течение последних нескольких лет, открывает возможности для предложения программ накопительного и инвестиционного страхования, считает президент «Альфастрахования жизнь» Александр Зарецкий: «В первом полугодии наметился позитивный тренд увеличения доли этих продуктов в общем объеме продаж клиентам банков». «Который год подряд рынок страхования жизни демонстрирует очень высокие темпы развития. И снова основным драйвером роста стал банковский канал продаж», - замечает гендиректор СК «Сбербанк страхование» Максим Чернин. По его оценкам, доля долгосрочных продуктов на рынке составляет около 40% от общего объема премии по страхованию жизни.

Сборы крупнейших страховщиков жизни выросли в первом полугодии к аналогичному периоду 2012 г. на 64,1% до 46,47 млрд руб. А выплаты увеличились лишь на 4% до 5,43 млрд руб., подсчитали Ассоциация страховщиков жизни и Всероссийский союз страховщиков. Основной вклад сделали премии по страхованию жизни, составившие 34,42 млрд руб. (+84,4%), сборы по личному страхованию увеличились на 24,8% до 12,05 млрд руб. Выплаты же по страхованию жизни даже сократились на 8,1% до 4,01 млрд руб., а выплаты по личным видам страхования увеличились на 66,3% до 1,42 млрд руб.

«Рынок страхования жизни продолжает активный рост в основном за счет увеличения объема продаж через банковский канал», - говорится в заявлении Ассоциации страховщиков жизни и Всероссийского союза страховщиков. В союзе и ассоциации, впрочем, считают, что «общий прирост премии был обеспечен не только за счет продаж программ страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, но и за счет продаж продуктов накопительного и инвестиционного страхования».

А вот рынок ОСАГО, результаты по которому также опубликованы вчера, не показывает столь блестящих результатов. 10 лет назад он дал старт развитию личного страхования, теперь же начинает стагнировать, свидетельствуют данные Российского союза страховщиков (РСА): темпы роста премии второй квартал ниже темпов роста выплат. Если за полгода премии выросли лишь на 9,4% до 62,07 млрд руб., то выплаты - на 32,5%, превысив 36,6 млрд руб., подсчитали в РСА.

При этом компании заключили в январе - июне на 857 000 договоров больше, чем за аналогичный период 2012 г., а общее число застрахованных за полгода превысило 20,04 млн. Заявленных убытков стало больше на 11% (1,358 млн случаев), урегулированных убытков - на 13,5% (1,367 млн). Десятка крупнейших игроков рынка (см. таблицу) собрала 76% всей премии.

Средняя цена полиса ОСАГО за год выросла лишь на 4,5% до 3096 руб., тогда как средняя выплата - на 16,7% до 26 760 руб. По подсчетам «Прайма», такая динамика связана с ростом средней выплаты на 43% (с 18 900 руб. до 27 137 руб.) у ведущего игрока рынка - «Росгосстраха».

Ряд регионов стал генерировать повышенные выплаты, что в итоге привело к росту средней: за весь 2012 год она выросла на 4200 руб., а за первое полугодие текущего - уже на 9000 руб., объясняет представитель «Росгосстраха»: «По большому счету страховой подоплеки для роста практически нет - люди не стали чаще попадать в аварии и тяжесть аварий не выросла». Большая часть роста выплат сформирована за счет действий юридических фирм, специализирующихся на работе с потерпевшими по выкупу страховых дел, считает он: в иной ситуации можно было бы сказать, что потерпевшие получают больший объем страховых возмещений, однако, как показывает практика, как раз большая часть оседает в карманах таких посредников. Также за два года стоимость автопарка России заметно выросла - люди больше покупают иномарки, а те, кто раньше ездил на иномарках, стараются повысить класс новой машины, добавляет представитель «Росгосстраха»: «Это не может не сказываться на последующей стоимости ремонта, при том что стоимость страхового полиса ОСАГО для наиболее популярных у населения машин мощностью до 150 л. с. остается неизменной».