От редакции: Вышли в тираж

A.Harrer/ Bloomberg

Череда смен собственников западных СМИ наконец добралась до гигантов индустрии. В пятницу сменил владельца Boston Globe (BG), вечером в понедельник - объявлено о продаже The Washington Post (WP). Среди покупателей - преуспевающие бизнесмены. Означает ли это, что давно объявленная смерть печатных медиа все же откладывается? И да и нет - на самом деле все несколько сложнее.

Газеты дешевеют, и зарабатывать на этом рынке все труднее (см. также статью на стр. 19 в этом номере). Информационные технологии развиваются, медиабизнес быстро меняет очертания. Раньше, когда он был прибыльным, медиамагнаты являлись воплощением безграничного могущества - родоначальник газетной индустрии Уильям Хёрст был одним из богатейших людей мира. Сегодня даже Руперт Мердок плетется в конце первой сотни списка Forbes. Cемьи, на протяжении поколений владевшие газетами, сегодня их продают. Семья Грэмов, которым принадлежала The Washington Post, последовала примеру династий, владевших The Los Angeles Times и The Wall Street Journal.

Бизнес реструктурируется, владельцев медиахолдингов больше интересуют другие отрасли. Новые собственники (BG купил инвестор, владелец бостонской бейсбольной команды и британского «Ливерпуля» Джон Генри, а WP - основатель и глава Amazon Джефф Безос) - успешные бизнесмены. СМИ для них прежде всего способ самореализации. Чем труднее становится зарабатывать на медиа, тем больше оснований считать, что владельцем движут иные мотивы. В Америке, где пресса по-настоящему влиятельна, влиять на принадлежащее тебе издание - дурной тон. Приобретение почтенного СМИ выглядит почетной миссией и социальной ответственностью.

Все очевиднее: инвестиции в печатные медиа сродни благотворительности. Дэвид Рэмник, много лет работавший в WP, в сегодняшнем New Yorker сравнивает порыв Безоса с переключением Билла Гейтса с IT на борьбу с малярией. Что в нем сильнее - социальная ответственность или тяга к экспериментаторству, - пока непонятно.

Когда покупатель издания ведет себя не столько как бизнесмен, сколько как благотворитель, от его личных качеств начинает зависеть слишком многое. Недаром Дональд Грэм повторяет, какой дивный человек Безос. Все-таки влияние - сильная штука: герой «Гражданина Кейна» (его прототипом был Хёрст) от идеи служения обществу быстро дошел до идеи власти над ним. Каким станет будущее печатных СМИ, зависит от многих факторов, не последний из которых - человеческий.