Закрывать, сокращать, продавать

Окончание сырьевого бума заставляет горно-металлургические компании сокращать издержки: увольнять сотрудников, продавать активы и закрывать заводы
Олег Дерипаска предлагает государству поддержать отрасль, скупая не востребованный рынком металл в специальный фонд/ S.Karpukhin/ Reuters

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

От резкого падения цен на уголь, металлы и другое сырье (см. инфографику на стр. 13) страдает большинство добывающих предприятий. С начала года их капитализация сократилась на $36,4 млрд. «Северсталь» подешевела на 33,6%, ММК - на 28,3%, «Норникель» - на 34,6%, UC Rusal - на 45,3%, «Мечел» - на 58%. Больше других потеряла Evraz - 61%.

Основная проблема горно-металлургического сектора - кризис перепроизводства на фоне вялого спроса и растущих затрат, говорит вице-президент Moody's Денис Перевезенцев. «Сейчас производится больше, чем покупается, металл скапливается на складах и дешевеет», - объясняет аналитик БКС Олег Петропавловский. При суммарном потреблении до 50 млн т алюминия в год лишними в 2013 г. могут оказаться 1,5 млн т, отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов.

Из-за сильного падения цен на алюминий UC Rusal намерена перепрофилировать Волховский завод и, возможно, на четыре года заморозить производство еще на четырех, заявил вчера «Интерфаксу» гендиректор и крупнейший акционер компании Олег Дерипаска. По его словам, компания вынуждена корректировать планы, чтобы защитить пока еще рентабельные предприятия в Сибири. Замороженные заводы запустят, когда стоимость алюминия снова превысит $2400 за 1 т, иначе они будут нерентабельными. Правда, Дерипаска ждет, что к концу года цена опустится до $1800.

Падения цен на свою продукцию примерно на четверть до конца года ожидает и «Уралкалий» - об этом неделю назад предупредил его гендиректор Владислав Баумгертнер. Компания меняет ценовую политику: не будет диктовать потребителям цены, а компенсировать выпадающие доходы ростом производства.

Каждая компания ищет свой путь преодоления кризиса. «Мечел» Игоря Зюзина пытается продать непрофильные и убыточные активы, чтобы снизить долг ($9,6 млрд на конец 2012 г.), НЛМК Владимира Лисина намерена сократить издержки своих западных заводов (в том числе и персонал) на 20%, золотодобывающая Petropavlovsk сокращает штат на 8%, «Норникель» переписывает стратегию развития с учетом новых ценовых реалий.

Эту проблему может решить государство, считает Дерипаска - он предложил создать государственный склад алюминия: «Для государства это не биржевая игра, а мощный инструмент поддержки российского внутреннего спроса» (цитата по «Интерфаксу»). Среди его прошлых предложений поддержки экономики - использовать золотовалютные резервы ЦБ для финансирования строительства инфраструктуры.

Петропавловский так описывает механизм развития кризиса: падение цен на прокат связано в первую очередь со снижением спроса в Китае (крупнейший заказчик стройматериалов), вслед за ним дешевеет использующийся в его производстве коксующийся уголь. «Результат - низкая загрузка мощностей (у производителей стали в среднем по миру - около 80%, в Европе - чуть выше 70%), депрессивные цены на коксующийся уголь и прокат, а также существенное снижение капитальных вложений компаний», - отмечает Перевезенцев.

«Мечелу» удалось продать активы на $440 млн (не считая проданного вместе с активами долга).

НЛМК решила снизить издержки европейских заводов на 20-30%. «В европейских активах мы провели глубокую реструктуризацию, которая началась еще в 2008 г., - напомнил президент и предправления НЛМК Олег Багрин. - Постоянные расходы европейских заводов были на уровне 200 млн евро в год, сейчас они сократились вдвое».

Гендиректор и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов сообщил в конце июня, что в 2013 г. компания намерена сократить административные расходы на 20%, в том числе это может коснуться и менеджмента, отмечал представитель «Северстали». Так, «в целях повышения эффективности деятельности» в отставку ушел руководитель дивизиона «Северсталь российская сталь» и член совета директоров «Северстали» Александр Грубман.

«Evraz анализирует различные варианты повышения операционной эффективности, снижения издержек и контроля за расходами», - говорит представитель компании. Но меры по оптимизации затрат, связанные с сокращением сотрудников, будут рассматриваться в самую последнюю очередь, обещает он.