Менеджера надо пожалеть

Самая уязвимая в компании позиция - менеджер среднего звена. Задач много, полномочий мало, а перспективы карьерного роста не слишком радужные
С. Николаев/ Ведомости

Мишель Дэвис, директор аналитического подразделения компании Fair Isaac (FICO), приезжает на работу в шесть утра, когда парковка перед офисом еще совершенно пуста. Затем следует рабочий день длительностью восемь с половиной часов, в течение которых 36-летняя руководительница практически без перерывов проводит одну встречу за другой. В 14.30 Мишель покидает офис - ей надо ехать в летний лагерь, чтобы забрать оттуда троих детей. Формально рабочий день уже завершен, но Мишель остается на связи, поглядывая на свой BlackBerry до самого вечера.

Пренебрегать не стоит. 10,8

млн руководителей среднего звена насчитывалось, по оценкам Бюро трудовой статистики, в прошлом году в США. Часто к этим людям относятся пренебрежительно, полагая, что они попросту перекладывают бумаги с места на место, насаждают конформизм и символизируют собой раздутость штатов. Но специалисты по управлению утверждают, что эта категория менеджеров - важная составляющая корпоративной иерархии, своей неприметной каждодневной работой помогающая претворять разработанную наверху стратегию в жизнь.

FICO занимается аналитикой и услугами по определению кредитных рейтингов. Дэвис работает в компании уже 14 лет, сейчас ее положение в корпоративной иерархии среднее между топ-менеджерами и рядовыми аналитиками. Ей непосредственно подчиняются три специалиста, еще трое подчинены опосредованно. Дэвис наделена полномочиями для ведения собственных проектов, но приходится считаться и с определенными ограничениями.

Мало власти

Как и у руководителей среднего звена в торговле, IT и других отраслях, у Дэвис много обязанностей, но мало власти. Ей надо удовлетворять запросы людей, занимающих как более высокое, так и более низкое положение. Иногда она вообще не имеет возможности по своему усмотрению планировать собственный рабочий график: наваливается слишком много обязательных встреч или неожиданных авралов.

Дэвис, как она сама выражается, не занимается «спасением мира», когда работает с моделями прогнозирования динамики кредитных рейтингов. Зато ее задачи интересны с интеллектуальной точки зрения: «Мы постоянно пытаемся решить что-то вроде головоломки или пазла».

Кабинет Дэвис обставлен просто, почти без украшений, есть небольшая библиотечка. Начало рабочего дня - самый продуктивный период. Коридоры офиса еще пусты, потревожить может разве что коллега, удаленно работающий из Англии. Именно в эти часы лучше всего удается развивать новые проекты, например дорабатывать платформу, позволяющую сотрудникам делиться информацией для построения общих аналитических моделей. Не исключено, что это направление в конце концов позволит Дэвис подняться вверх по карьерной лестнице.

Много обязанностей

В половине восьмого начинаются совещания. Сначала идет конференция с участием совета директоров аналитического подразделения. Затем следует часовой тренинг для нескольких десятков сотрудников - они осваивают новый аналитический продукт, ориентированный на управление клиентской базой. В прошлом Дэвис - школьная преподавательница математики, она знает, как управлять классом, перемежая техническую информацию шутками. После тренинга настает пора форумов и ответов на вопросы подчиненных по инструктированию клиентов.

В 10.30 - встреча с руководителями групп развития продуктов и управления продуктами. Дэвис от лица своего подразделения делится с ними тревогой по поводу внутрикорпоративной аналитической системы, но, кажется, никто из разработчиков не проявляет желания решать эти проблемы. «Работать с людьми, которые подчиняются разным ветвям корпоративного руководства, очень тяжело, - жалуется Дэвис. - Но это существенная часть моей работы».

Самые уязвимые

Компании требуют, чтобы менеджеры среднего звена использовали «мягкую силу» и уделяли больше времени деятельности с участием нескольких ведомств и подразделений. Но такая деятельность не обходится без междуусобиц, причем среднее звено ощущает это болезненнее, чем вышестоящее начальство или подчиненные. Недавно в журнале General and Comparative Endocrinology были опубликованы данные недавнего исследования поведения бесхвостых макак. Как выяснилось, у этих животных наибольший стресс испытывают особи, находящиеся на среднем уровне социальной иерархии. По мнению исследователей, люди в этом отношении мало отличаются от обезьян.

«Представители среднего уровня стараются повысить свой статус, отражая притязания нижестоящих», - говорит Сюзанна Шультц, научный сотрудник Манчестерского университета, возглавлявшая исследование.

Линн Изабелла, адъюнкт-про­фес­сор бизнес-школы Darden при Университете штата Виргиния, отмечает, что руководитель среднего звена, подобно белке в колесе, тратит много усилий, но реально не продвигается. Впрочем, Дэвис считает, что к ней это не относится: «Многие представители среднего звена готовы оставаться в этом статусе, но я всегда стремлюсь к большему».

Увольнения не боится

Дэвис нравится помогать подчиненным в профессиональном росте, но совмещать аналитическую работу и управление трудно. Около года назад она добилась перехода части ее подчиненных под начало другого участника группы. А еще раньше, в 2011 г., в компании прошла череда увольнений, и работы лишились ее тогдашний начальник и тот, кому он подчинялся. Сама Дэвис с ее большим стажем работу потерять не боится. Вот только разделяют ли такую уверенность ее нынешние боссы?

«Менеджеры среднего звена хотят, чтобы компания их ценила, - говорит Роберт Спилман, консультант из Орегона. - Но часто это желание так и остается фантазией».

Дэвис признает, что более гибкий график работы облегчил бы ей жизнь, позволив больше времени проводить с детьми. Она старается поддерживать физическую форму, но из упражнений хватает времени лишь на пробежку по офисной лестнице.