От редакции: Свалить на инородца

Д. Абрамов/ Ведомости

Власти объясняют активизацию антимигрантских действий и риторики ростом преступности среди национальных диаспор. Ежедневные тревожные заявления чиновников и правоохранителей о росте преступности среди уроженцев СНГ и других государств создают крайне негативный образ гастарбайтера в массовом сознании. Из абстрактно чужого мигрант превращается во врага, который не только отбирает работу у местных жителей, но и торгует наркотиками, обманывает и грабит мирных обывателей. Тезисы о криминальных склонностях чиновники подтверждают цифрами. Исполняющий обязанности столичного мэра Сергей Собянин в интервью «Ведомостям» деликатно высказался о криминале вокруг рынков и «резиновых» квартирах, где фиктивно зарегистрированы сотни иностранцев. Правоохранители более открыто говорят о повышении криминальной активности мигрантов.

В частности, прокурор Москвы Сергей Куденеев сообщил на прошлой неделе на коллегии городской прокуратуры, что иностранцы совершили 20% преступлений в столице. По его данным, число случаев совершенного ими мошенничества выросло по сравнению с прошлым годом в 5 раз, тяжких и особо тяжких преступлений - на 60%, умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью - на 37%, убийств - на 20%. Прокурорская арифметика вызывает вопросы: за две недели до этого Куденеев отрапортовал в интервью о двукратном (с 16 000 до 8000) снижении числа преступлений, совершенных мигрантами в 2008-2012 гг.

В чем же причина противоположных заявлений? Когда правоохранители говорят о разгуле криминала среди мигрантов, речь идет о зарегистрированных преступлениях, уголовные дела по которым не возбуждены и не направлены в суд. Этими данными легче всего манипулировать и использовать для громких заявлений. Уголовные дела возбуждаются только по 7-8% сообщений о преступлениях.

Если же рассматривать уголовные дела, рассмотренные судом, то доля преступлений, совершенных иностранцами, невысока. По данным Судебного департамента при Верховном суде, ощутимый рост осужденных иностранцев - с 2,8 до 3,5% - произошел в 2008-2009 гг., что нетрудно объяснить резким сокращением рынка труда гастарбайтеров в пик кризиса. Позднее доля мигрантов в общем количестве осужденных оставалась стабильной и не превышала 3,8%. В столице преступность среди мигрантов выше. По данным управления судебного департамента по г. Москве, жители стран СНГ в 2012 г. совершили 17% от общего числа преступлений. Однако более четверти из них - подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу. По данным исследования Института проблем правоприменения при Европейском институте, преступность иностранцев отличается только в части, связанной со статусом мигранта. В части обычной преступности их поведение по своей структуре мало чем отличается от поведения граждан РФ. Если оценки численности мигрантов в России (11,3 млн человек) и в Москве (более 2 млн) верны, то получится, что мигранты менее склонны к нарушению закона, чем местные жители.

Впрочем, чиновники, если им не хватает ухищрений с криминальной статистикой, подменяют понятия, перемешивая преступность среди мигрантов с криминалом приезжих из южных регионов России. Обыватели легко подхватывают эти обвинения и требуют депортации чужаков вне зависимости от их гражданства.