Спорная недвижимость

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев купил особняк на Гавайях, апартаменты Уилла Смита и два греческих острова, нарушив запрет суда, утверждает супруга миллиардера Елена. Иск необоснован, утверждает бизнесмен
Дмитрию Рыболовлеву припомнили покупки элитной недвижимости на деньги от продажи «Уралкалия»/ Eric Gaillard/ REUTERS

Супруга экс-владельца «Уралкалия» и миллиардера Дмитрия Рыболовлева Елена Рыболовлева обратились в суд американского штата Гавайи с очередным иском, связанным с разделом имущества с супругом. Процесс длится с 2008 г., когда Рыболовлева подала иск в Верховный суд Швейцарии (см. врез). О бракоразводном процессе в судах России (брак Рыболовлевых был зарегистрирован в 1987 г. в Перми) ничего не известно. Процесс в Швейцарии еще продолжается.

По оценке Forbes, в 2012 г. состояние бизнесмена составляло $9,1 млрд. Рыболовлева согласна с этой оценкой. В 2008 г. оценка издания была $13 млрд.

Рыболовлева утверждает, что ее бывший супруг скупает элитную недвижимость в США, чтобы избежать выплат компенсаций при разводе. Об этом сообщает юридический портал Courthouse News Service. Сделки нарушают решение Верховного суда Швейцарии, по которому активы миллиардера были заморожены в ходе бракоразводного процесса. На момент принятия этих мер основные активы Рыболовлева были сосредоточены в российских калийных компаниях «Уралкалий» и «Сильвинит», напоминает Рыболовлева.

«Адвокаты Елены много раз подавали необоснованные иски по разным поводам в разных странах, но не добивались значительных результатов», - заявил представитель Рыболовлева. Его адвокат Татьяна Бершеда отмечает, что речь в иске идет о трастах, формирующих наследство дочерей. «К сожалению, теперь развод превратился, по сути, в войну между матерью и детьми. Очень жаль, что дети попали в центр разбирательств», - подчеркивает она. «Я все сделал, чтобы обеспечить будущее наших дочерей, - передал представитель слова Рыболовлева. - Сейчас я просто защищаю их интересы возможными способами. Я полностью доверяю правосудию и верю, что решение может быть найдено». Рыболовлев опасается, что в прессе вновь появится какая-то ложная информация, и указывает, что для него «никакой шантаж не приемлем».

Рыболовлеву удалось продать активы. Знакомые бизнесмена объясняли, что все переведено в траст. Миллиардер Сулейман Керимов и два его партнера - Филарет Гальчев и Александр Несис в июне 2010 г. выкупили у Рыболовлева 53,2% акций «Уралкалия», исходя из оценки в $10 млрд за всю компанию. На эти деньги Рыболовлев и приобретал элитную недвижимость, утверждает Елена. Так, через компанию Kapha North Shore Рыболовлев приобрел квартиру у актера Уилла Смита площадью 6744 квадратных фута за $20 млн в ноябре 2011 г. Об этом Елена узнала через год из газетной заметки, указывает она в иске. Также незаконно в период бракоразводного процесса миллиардер использовал нажитое в браке имущество для приобретения особняка Дональда Трампа на Гавайях стоимостью $95 млн, пентхауса в Монако, некогда принадлежавшего банкиру и миллиардеру Эдмонду Сафру за $300 млн (там Рыболовлев живет с дочерью, утверждает истец) и пентхауса в Нью-Йорке за $88 млн у жены председателя совета директоров Citigroup. Претензии супруга предъявляет и к сделкам по покупке акций Bank of Cyprus, контрольного пакета футбольного клуба «Монако» и двух греческих островов у родственников греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. Новые активы Рыболовлев оформлял с помощью трастов и обществ с ограниченной ответственностью, говорится в жалобе, а старшую дочь использовал как подставное лицо для оформления собственности.

Если Рыболовлев действительно использовал средства, на распоряжение которыми судом наложен запрет, не важно, на кого он оформил приобретенное имущество, говорит юрист, занимавшийся бракоразводными процессами мультимиллионеров. За неуважение к суду (contempt of court) в США могут в том числе и подвергнуть уголовному преследованию или вынести решение против стороны-нарушителя в упрощенном порядке, отмечает эксперт. Но это американский суд будет решать, применять ли последствия нарушения обеспечительных мер, наложенных швейцарским судом, добавляет он.

Дела о разделе крупных состояний в странах общего права могут длиться многие годы, так что пять лет - это еще небольшой срок, подчеркивает эксперт. Большая часть таких процессов заканчивается мировыми соглашениями, отмечает он, возможно, когда обе стороны используют все резервы и исход дела станет более или менее предсказуем, стороны придут к нему.