Blackberry может стать частной

Канадский производитель коммуникаторов Blackberry, чья доля рынка несколько лет подряд сокращается, может уйти с биржи. Правда, компании будет сложно найти средства на выкуп собственных акций
P.Vishwanathan/ Bloomberg

Руководство канадской Blackberry Ltd. (до января 2013 г. Research in Motion) рассматривает возможность выкупа акций компании с биржи, сообщило агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники. Эта идея, по их сведениям, кажется гендиректору Blackberry Торстену Хайнсу и совету директоров компании все более привлекательной, однако процесс еще не запущен. Более того, несущей убытки Blackberry будет сложно найти деньги для выкупа акций с рынка, уверены собеседники Reuters.

Blackberry уже несколько лет живет в состоянии антикризисного управления. В минувшую пятницу капитализация Blackberry составляла $5,03 млрд, тогда как в 2008 г. она достигала $84 млрд - получается, за пять лет компания подешевела почти в 17 раз. Только с начала этого года ее акции на бирже NASDAQ потеряли более 20% стоимости.

Первый квартал 2014 финансового года (закончился 1 июня) Blackberry завершила с чистым убытком в $84 млн, и это еще не так плохо: годом ранее компания показала $518 млн убытка. Выручка выросла на 9% до $3,1 млрд, но оказалась хуже ожиданий аналитиков, заранее опрошенных журналистами Bloomberg.

Смартфоны Blackberry были популярными в середине 2000-х гг. благодаря высокому спросу со стороны корпоративных пользователей. Эти устройства изначально были оснащены большими экранами и многокнопочной клавиатурой - с их помощью было удобно набирать на телефоне большие текстовые сообщения, кроме того, Blackberry всегда славились удобством работы с электронной почтой.

С проблемами Blackberry столкнулась в конце 2000-х гг., начав терять долю на рынке смартфонов под натиском Apple и Samsung. По оценке аналитической компании IDC, в апреле - июне 2013 г. доля Blackberry упала в 2,2 раза по сравнению с уровнем годичной давности - с 6,4 до 2,9% (см. график). А в 2008 г. доля Blackberry на мировом рынке смартфонов составляла, по данным той же IDC, почти 20% - компания занимала 2-е место после финской Nokia. Тогда журнал Fortune назвал компанию самой быстрорастущей в мире по динамике доходов (+84% за три года).

Терять позиции Blackberry начала после взлета популярности смартфонов с сенсорным экраном - сначала iPhone от Apple, а затем устройств под управлением операционной системы Android от Google. Руководство Blackberry долго верило, что корпоративные клиенты останутся верными Blackberry с его удобной клавиатурой и не требующим частой подзарядки аккумулятором, и убеждало инвесторов в том, что сенсорные дисплеи не подходят для солидных людей. Вскоре после выхода iPhone тогдашний гендиректор Blackberry Майк Лазаридис называл «серьезным недостатком» iPhone то, что «на нем невозможно спокойно набирать текст».

Еще в декабре 2011 г. по рынку поползли слухи об интересе к тогдашней Research in Motion со стороны альянса Nokia и Microsoft. Пару месяцев спустя СМИ назвали еще одного «претендента» на покупку канадской компании - корейскую Samsung (та, правда, почти сразу опровергла даже наличие интереса к этой компании). Сейчас, по сведениям источников Reuters, никакая сделка пока не готовится.