У кого бюджет больше

Среди крупных рекламных агентств России самым быстрорастущим в прошлом году стало Initiative, а среди рекламных групп - Dentsu Aegis. Лидером же рынка осталась Group M
А. Махонин/ Ведомости

OMD Optimum Media - самое крупное рекламное агентство России по бюджетам клиентов, а Group M - крупнейшая рекламная группа, следует из рейтинга исследовательской компании Recma за 2012 г. Они же были лидерами рынка в 2011 г.

Главное изменение в рэнкинге рекламных групп - Dentsu Aegis вошла в тройку крупнейших, обойдя Omnicom Media. Обороты Dentsu Aegis в прошлом году росли быстрее, чем у конкурентов, ее баинговое агентство Vizeum переместилось с четвертой на вторую строчку в рейтинге агентств. Основная причина роста группы - расширение клиентского листа, говорит Орченко: например, к Vizeum перешел бюджет крупнейшего производителя биологически активных добавок - «Эвалара», а к входящему в группу агентству Carat - BMW, Oriflame и Альфа-банк. Dentsu Aegis - новая группа, она была создана весной этого года путем объединения Aegis Media и Dentsu, в России эти группы пока продолжают работать независимо друг от друга, но Recma считает их бюджеты вместе. И хотя Dentsu не слишком заметна в покупке рекламы, объединение ее бюджетов с Aegis также могло повлиять на результаты новой группы в российском рейтинге.

Наконец, группа Publicis смогла вырасти выше рынка также за счет новых клиентов, таких как «Мегафон», Novartis, Heineken и др.

Французская Recma уже больше 20 лет анализирует глобальный рынок рекламы и публикует рейтинги агентств по странам (в последнем отчете содержатся данные по 61 стране). Именно на данные Recma в своих публичных отчетах обычно ссылаются рекламные группы. Компания получает свои данные как от самих агентств, так и от их клиентов. Помимо закупок рекламы Recma учитывает в оборотах агентств платежи от их клиентов за создание интернет-сайтов и брендированного контента, организацию мероприятий, спонсорство, маркетинговые исследования и т. д.

Методология расчетов Recma унифицирована и не всегда учитывает специфику конкретного рынка, указывает заместитель гендиректора группы Aegis Media Дмитрий Орченко: «Но их команда стремится совершенствовать подход к работе над рейтингом: приезжает в Россию для встреч с агентствами, тестирования валидности результатов». Одним из нововведений в рейтинге-2012 стала попытка оценить интернет-бюджеты, знает Орченко.

Для отчета за 2012 г. по России Recma проанализировала работу 24 крупных агентств с общим оборотом $9,2 млрд. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в прошлом году объем рекламного рынка страны вместе с сегментом непрямой рекламы превысил $12,2 млрд. Но ассоциация учитывает выручку медиа и других рекламных носителей, поэтому с учетом вознаграждений агентств фактические затраты клиентов на продвижение выше этой цифры.

У большей части агентств обороты увеличились на 10-15% - примерно на столько же вырос и весь рекламный рынок в целом. Но результаты работы крупнейших агентств различаются: в первой десятке есть MEC, обороты которого в прошлом году вообще не выросли, и Initiative, которое смогло увеличить бюджеты на треть. «В последние два года мы продлили контракты со всеми существующими клиентами (Unilever, «Билайн», «Евросеть», KFC и др.), а также к нам присоединились новые (например, Ehrmann, «ОТП банк», Mercedes-Benz, Lindt)», - объясняет рост оборотов своего агентства Анна Яковлева, гендиректор Initiative.

Omnicom Media, точнее, одно из двух ее подразделений в России - OMD MD/PHD - также в прошлом году получила новых клиентов, среди них - «Спортмастер», Media Markt, «Фрутоняня», Pernod Ricard Rouss, рассказал представитель группы.