28 правильных фильмов

Фонд кино назвал 28 фильмов, на которые ему не жалко 1,5 млрд руб. Пять из них снимает «Арт пикчерс» Дмитрия Рудовского и Федора Бондарчука
Федор Бондарчук/ А.Махонин/ Ведомости

Вчера экспертный совет Фонда кино отобрал 28 проектов крупнейших кинокомпаний, которые в этом году должны получить бюджетные деньги через этот фонд. В отборе участвовали фильмы 13 продюсерских компаний, так называемых лидеров индустрии. Фонд безвозмездно выделит на производство картин 1,5 млрд руб. Для кинокомпаний эта поддержка очень важна: все крупные фильмы в стране снимаются при участии государства, без этого они не окупаются.

Правительство стало отбирать среди кинокомпаний крупнейшие три года назад, до этого деньги небольшими суммами (до $1 млн) распределялись между сотнями проектов, большая часть которых в итоге даже не выходила на экраны. Поэтому чиновники решили поддерживать лидеров (сначала их было восемь, теперь 13), чтобы эти кинокомпании дали толчок развитию индустрии кинопроизводства в стране. Лидеров отбирают по нескольким критериям: количество зрителей их фильмов за последние пять лет, телерейтинги и призы на кинофестивалях.

Сначала деньги между лидерами распределяли поровну (примерно по 250 млн руб.), и фактически компании сами решали, как потратят эти средства. Продюсерам это нравилось: они объясняли, что гораздо лучше любого чиновника разбираются в том, какие фильмы нужно снимать. В прошлом году систему несколько изменили: объем поддержки лидера стал зависеть от того, сколько и какие проекты он представил на рассмотрение фонда. Как говорил теперь уже бывший исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков: «Конечно, компаниям удобнее и комфортнее самим перераспределять деньги между проектами. Но если государство дает деньги, оно должно установить критерии их эффективного использования <...> Потому что есть компании, где идет борьба с издержками, а есть компании, где к деньгам, скажем так, относятся достаточно свободно, зарабатывают на производстве, на раздутом бюджете, а не на итоговой кассе фильма». Тем менее каждая такая кинокомпания гарантированно получала деньги из бюджета, разница в господдержке лидеров в прошлом году не превысила 30%.

В этом году фонд пошел еще дальше: теперь объем финансирования компаний зависит исключительно от качества проектов, статус лидера гарантирует только возможность подать заявку на безвозмездную господдержку. «Так мы четко понимаем, на какие фильмы даем деньги, лучше определяем их зрительский потенциал», - объяснял действующий директор фонда Антон Малышев. Еще весной он не исключал возможности, что в итоге кто-то из лидеров не защитит ни одного проекта и останется без госфинансирования. Так в итоге и произошло: еще на этапе отбора заявок к защите перед экспертным советом были отсеяны все проекты «Рекун-синема» Ильи Неретина.

Всего к защите было рекомендовано 28 проектов, во вторник вечером продюсеры рассказали о них экспертам. О некоторых фильмах и рассказывать было незачем - восемь лент, в том числе «Викинг» (компания «Дирекция кино»), «Елки 3» («Таббак» Тимура Бекмамбетова) и «Темный мир: равновесие» («Централ партнершип»), фонд финансирует с прошлого года.

Эксперты решили, что все 28 проектов заслуживают финансирования. За подавляющее число проектов они проголосовали единогласно либо с одним голосом против. Больше всего споров вызвал проект «Горько!» от Бекмамбетова - комедия о свадьбе в Геленджике с пьяными, скандалами и драками. Больше всего проектов защитила «Арт пикчерс» - пять штук.

Теперь этот список должно одобрить Министерство культуры. Тут могут быть сюрпризы: при отборе авторского кино, которое финансирует само министерство, его чиновники уже вычеркивали проекты, рекомендованные экспертами.

Сколько именно получит каждый проект, решит на следующей неделе попечительский совет Фонда кино. Всего на 28 проектов лидеры попросили 2,3 млрд руб., но у фонда есть только 1,5 млрд руб. Это заметно меньше, чем год назад: тогда 31 проект лидеров получил 2,2 млрд руб., т. е. в среднем около 70 млн руб. на фильм. Сейчас средняя сумма составит около 50 млн руб. Лидеры смогут взять деньги у фонда на возвратной основе, напоминает Малышев.

Совершенно непонятно, как чиновники будут определять, какому проекту дать больше или меньше запрошенного, рассуждает Сергей Сельянов, гендиректор кинокомпании-лидера СТВ и член экспертного совета: «Я продолжаю настаивать, что продюсеры сами должны решать, как делить субсидии, - государство не способно разобраться в таких вопросах».