Дорожная лихорадка

С помощью масштабных инвестиций бразильское правительство пытается решить одну из главных проблем страны - транспортную
Dado Galdieri/ Bloomberg

Правительство Бразилии планирует тратить по $42 млрд в 2014 и 2015 гг. на транспортную инфраструктуру. В прошлом году оно объявило, что проведет тендеры на строительство дорог стоимостью $133 млрд (концессионные контракты), подсчитали в Credit Suisse, цена решения транспортных проблем городов - еще $81 млрд.

Бразильская инфраструктура сильно недоинвестирована, пишет Всемирный банк: страна активно вкладывала в эту сферу в начале 80-х гг., но после серии финансовых кризисов инвестиции рухнули, провал в последующие два десятилетия восстановлен не был. Строительная лихорадка охватила страну в преддверии Олимпийских игр в 2016 г., пишет FT. Кроме того, в следующем году страна примет чемпионат мира по футболу.

В рейтинге Всемирного экономического форума по уровню инфраструктуры Бразилия занимает 101-е место из 144 стран. Инфраструктура является главным вызовом для развития страны, пишет Всемирный банк. Из-за нехватки дорог, их низкого качества, проблем с терминалами и доступом в порты бразильская экономика теряет около 15,4% валового национального продукта. Каждый раз, когда какие-то проекты обсуждаются с инвестором, возникает барьер в виде неразвитой инфраструктуры, признает Дэвид Бэкер из Bank of America Merrill Lynch. Темпы роста экономики Бразилии спикировали с 7,5% в 2010 г. до 2,7% в 2011 г. и 0,9% в 2012 г. (см. график).

По протяженности дорог (количество километров на 1000 рабочих) Бразилия обгоняет и Россию, и Китай, но по их качеству сильно отстает: только 6% дорог в стране с твердым покрытием против 54% в Китае и 80% в России (данные Goldman Sachs).

Неэффективность перевозок снижает конкурентоспособность бразильских производителей. Например, затраты на транспортировку с ферм в порты 1 т сои (для экспорта в Китай) - около $145, почти в 6 раз выше, чем в США. А таможенное оформление контейнера в главном бразильском порту Сантос занимает 21 день против двух дней в Роттердаме, пишет компания Maersk. Бразильское село могло бы поставлять в другие страны более дешевую еду, если бы была решена транспортная проблема, считает Фернандо Мартиньш из Bain & Company.

Сейчас много говорят о том, что улучшение дорог послужит прогрессу Бразилии, но никаких улучшений на практике не видно: дороги остаются такими же или становятся хуже, жалуется водитель Пабло Санчес, который делает 750-километровый рейс для перевозки мяса из штата Парана в Сан-Паулу.