Голоса и роскошь: традиция обязывает

На фестивале в Зальцбурге играют «Дон Карлоса» Верди в постановке Петера Штайна. В заглавной партии - тенор-звезда Йонас Кауфман
Monika Rittershaus/ Bloomberg

Пятичасовой «Дон Карлос» смотрится легко, а слушается еще легче. Видно, что Петер Штайн любит Верди. Раньше его привлекал шекспировский цикл - «Макбет», «Отелло» и «Фальстаф». В «Дон Карлосе», либретто которого создано по пьесе Шиллера, Штайну нравится полицентричность истории. Эта опера - в традиции французских гранд-опера, прежде всего Мейербера, считает режиссер.

Штайн тоже поставил в гранд-стиле. Блистательные голоса, яркие костюмы, никаких провокаций. В Зальцбурге «Дон Карлоса» играют в первой редакции - к сокращениям 1882-1883 гг. (длинные оперы не любили ставить уже в XIX веке) режиссер отнесся без симпатии. Позднее Верди отказался от вивисекции «Дона Карлоса» и при постановке в Модене в 1886 г. вернул первый акт. В Зальцбурге тоже сохранили встречу Дон Карлоса (Йонас Кауфман) и Елизаветы (Аня Хартерос) в лесу Фонтенбло, где зародилась преступная, как выясняется, страсть. Из политических соображений Елизавета выходит замуж за его отца, короля Испании Филиппа II (Матти Салминен), после чего сын ведет себя не очень адекватно. Он проигрывает прежде всего психологически, не воспринимая реальность как данность, историю как условие деятельности.

Штайн отказался от «оперы идей», каковой считается «Дон Карлос» (потому и редок в России), он любит рассказывать ясные и внятные истории в ясных и внятных декорациях (художник Фердинанд Вёгербауэр). Лишь сцена в королевском саду, расцвеченном красными фонариками, отличается от классического оформления, возможного и полвека, и век тому назад. Радикальным выглядит разделение длинной сцены Фестшпильхауса на две части - покои Филиппа разместили в правой трети, остальное закрыто занавесом. Он открывается - пространство слева оказывается тюрьмой, где во время свидания с Дон Карлосом неизвестный убивает маркиза ди Позу (Томас Хэмпсон).

Дуэты Хэмпсона и Кауфмана - одно из сильнейших впечатлений вечера, где также блистает Хартерос и очень хороша Екатерина Семенчук в партии Эболи. Венский филармонический оркестр под управлением Антонио Паппано верен себе - ни одного лишнего звука, все отмерено в граммах.

Поклонники спектакля отмечают работу художницы по костюмам Анны-Марии Хайнрайх - красота решений и тщательность исполнения видны даже из 20-го ряда партера. Хотелось бы, конечно, чтобы постановки входили в историю не только пышностью и голосами, но традиция обязывает. Парижская опера, заказавшая Верди «Дон Карлоса», была в свое время в мире самой богатой. Под стать ей и Зальцбургский фестиваль сегодня.

Зальцбург