МТС удержала абонентов

В преддверии отмены «мобильного рабства» операторы пытаются повышать лояльность абонентов. Пока лучше всех дела у МТС
Подписав контракт с МТС, абоненты не спешат уходить/ Д. Гришкин/ Ведомости

Рапортуют о снижении уровня оттока и конкуренты МТС. У «Вымпелкома» во II квартале 2013 г. он снизился до 14% (против 15% в январе - марте 2013 г.). «Мегафон» уровень оттока не раскрывает, но в его отчетности говорится, что снижение этого показателя во II квартале 2013 г. привело к росту абонентской базы. И все-таки самый низкий уровень оттока среди операторов «большой тройки» у МТС, убеждена ее представитель Елена Кохановская. Представитель «Мегафона» не стал это опровергать.

Показатель оттока абонентов МТС второй квартал подряд остается ниже 10% - во II квартале 2013 г. он уменьшился до 9,4% с 9,5% кварталом ранее, следует из опубликованной вчера отчетности оператора.

Отток показывает, какая доля активных абонентов оператора за этот период перестала пользоваться его услугами. Это важно для операторов с учетом предстоящего с 1 декабря вступления в силу поправок к закону «О связи», разрешающих абоненту менять оператора, сохраняя мобильный номер (Mobile Number Portability, MNP).

Показатель оттока абонентов у МТС оказался рекордно низким за последние годы (такой же был только в 2009 г.). Год назад отток составлял еще 10,5%, а во II квартале 2011 г. - 11,3%. Президент МТС Андрей Дубовсков считает,что лояльность абонентов растет благодаря маркетинговым инициативам, стимулирующим разговоры внутри сети, а также благодаря успешной борьбе оператора с мошенниками, рассылающими платные sms, и повышению качества связи.

Низкий показатель оттока говорит о большей лояльности абонентской базы, объясняет партнер AC & M-Consulting Антон Погребинский. На основании этих цифр можно было бы спрогнозировать, кто из операторов выиграет, а кто потеряет от введения MNP, считает он. Но «Мегафон» не называет этот показатель, а МТС рассчитывает его от более широкой абонентской базы, чем «Мегафон» и «Вымпелком», предупреждает он. Дело в том, что МТС считает активными абонентов, совершивших последнее платное действие в последние шесть месяцев, а остальные операторы - в последние три. На конец июня 2013 г., по данным AC & M-Consulting, у МТС было 71,7 млн российских абонентов (по шестимесячному учету), у «Мегафона» - 64,1 млн, у «Вымпелкома» - 57,1 млн (трехмесячная база).

Еще не факт, что услуга MNP будет популярна. Весной 2012 г. опрос «Ромир» показал, что сохранить номер при смене оператора хотели бы лишь около 2% абонентов. Аналитическая компания J'son & Partners тогда же оценивала, что за два-три года после запуска MNP услугой воспользуются 3-5% пользователей, но потом эта оценка была пересмотрена: за первые год-два MNP воспользуются 5-7% абонентов. На развитых рынках услуга MNP редко популярна, но в России сменить оператора должно быть проще: мобильные счета не привязаны к банковским, нет субсидирования телефонов и т. п., замечает Погребинский.

Четвертый по числу абонентов мобильный оператор Tele2 раскрывает только отток за последние четыре квартала - 27%, но заявляет, что он у него самый низкий.