Сбербанк замахнулся на сырье

Сбербанк собирается потеснить крупные европейские банки с рынка финансирования сырьевого трейдинга, получив в клиенты крупнейших сырьевых трейдеров - Gunvor, Glencore и Vitol
Сбербанк готов сопровождать сырьевых трейдеров/ A. РУДАКОВ/ BLOOMBERG

Крупные сырьевые трейдеры обычно заключают контракты по финансированию поставок на несколько лет (3-5 лет). К примеру, Glencore и Vitol в мае привлекли кредит на $8,3 млрд для финансирования долгосрочного контракта с «Роснефтью» под 2,1% годовых, сообщало ранее агентство Bloomberg. Вряд ли трейдерам потребуется еще привлекать финансирование под контракт с «Роснефтью», если только не будет увеличения поставок нефти, которые может профинансировать и Сбербанк, говорит аналитик «ВТБ капитала» Екатерина Родина.

Сбербанк запустил бизнес сырьевого трейдинга (commodity trade finance), т. е. занялся финансированием экспорта сырья из России, заявил на пресс-брифинге начальник торгового финансирования и корреспондентских отношений банка Андрей Иванов. Услуга запущена на базе дочернего банка в Швейцарии. Это абсолютно новый бизнес не только для Сбербанка, но и других российских банков, отметил Иванов.

Сбербанк не будет заниматься физической торговлей сырьем (см. врез), подчеркнул Иванов: «Мы будем обслуживать полный цикл экспорта товаров - от экспортера до трейдера и от него до конечного покупателя». Сейчас российские банки финансируют только экспорт товаров из России, а последующими стадиями сделки занимаются уже другие банки. «Получается, что из порядка $500 млрд оборота российского экспорта на российские банки приходится всего около $30 млрд, остальную часть делают и на ней зарабатывают международные финансовые структуры», - рассказывает Иванов. После того как Сбербанк приобрел дочерний банк в Швейцарии и наработал технологии, он стал готов финансировать весь путь прохождения товара.

За последние три года объем сделок по торговому финансированию вырос в Сбербанке с $2 млрд до $12,5 млрд. Планы у банка, по словам Иванова, большие: до конца года уже есть несколько сделок на $300 млн, в основном с небольшими зерновыми и нефтехимическими компаниями. «В следующем году хотим довести объем по commodity trade finance до $1-1,5 млрд, а через какое-то время обороты вырастут до нескольких десятков миллиардов долларов США, - уточнил «Ведомостям» Иванов. - Мы намерены войти в топ-3 европейских банков по финансированию российского экспорта. Мы видим среди наших потенциальных клиентов Gunvor, Glenсor, Vitol».

Сырьевой экспорт из России идет в основном через швейцарских трейдеров, рассуждает аналитик «Уралсиб кэпитал» Сергей Донской, получится ли у Сбербанка занять нишу - зависит от привлекательности условий обслуживания. У западных банков сейчас наблюдается снижение кредитной активности из-за нехватки капитала, поэтому они отдают некоторые ниши, которые может захватить Сбербанк, замечает он. Этой теории придерживается и Иванов. В России Сбербанк кредитует многих российских поставщиков, с которыми может договориться, добавляет аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов, но чтобы достичь заявленной цели, Сбербанку нужно будет доказать западным трейдерам, что он надежен и конкурентоспособен.

Кредиты по сырьевым сделкам, как правило, получают сами трейдеры. Обычно это краткосрочные кредиты - до одного года, поясняет Иванов, но пока Сбербанк выдает их на 3-6 месяцев. Из-за особенностей сделки происходит много транзакций, что приносит банку процентный и комиссионный доход, замечает он: к тому же это малорисковый бизнес и в случае неплатежа у банка всегда есть ликвидный товар для продажи.