Вертолеты нужны не только боевые

Чтобы снизить зависимость вертолетостроения от военных заказчиков, на развитие гражданской техники выделят 36 млрд руб., решено на президентском совещании
Е.Стецко/ Ведомости

На советском уровне. В 2013 г.

на «Роствертоле» будет произведен 321 вертолет (таковы были показатели в советское время) против 168 в 2009 г. и менее 100 в год в начале 2000-х. В 2020 г. этот подконтрольный «Ростеху» холдинг обещает выпускать не менее 470 вертолетов в год и рассчитывает на выручку в 240 млрд руб.

Несмотря на в целом успешное развитие российского вертолетостроения, оно слишком зависит от гособоронзаказа, констатировали участники вчерашнего совещания по проблемам вертолетостроения, проведенного президентом Владимиром Путиным на ростовском вертолетном заводе «Роствертол». Заказы на боевые вертолеты от российской армии в ближайшее время сокращаться не будут, но реализация планов российских вертолетостроителей зависит от того, насколько успешной будет разработка и продажи гражданских машин.

Как следует из распространенной на «Роствертоле» информации, в этом году завод, который производит боевые Ми-28 и Ми-35 и тяжелые транспортные Ми-26, выпустит 51 боевой и тяжелый транспортный вертолет (подавляющая часть - для российских ВВС), в 2014 г. - 55, а в 2015 г. - 65 единиц. Всего же «Вертолеты России» (куда входит «Роствертол») до 2020 г. имеют заказы на 870 вертолетов на сумму в 388 млрд руб., в том числе 232 вертолета на экспорт.

Как заявил Путин, рост производства вертолетов вызван ростом гособоронзаказа и экспорта вертолетов для иностранных военных. В то время как гражданское вертолетостроение «имеет неиспользованные резервы», производство и экспорт гражданских вертолетов должны быть увеличены. Для этого из федерального бюджета до 2020 г. будет выделено 36 млрд руб.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров пообещал, что производству гражданской техники будет уделено особое внимание, и упомянул о совместной разработке с итальянской компанией AgustaWestland легкого вертолета массой до 3 т.

По словам бывшего чиновника Минобороны, если заказы на ударные вертолеты при сокращении военного бюджета вряд ли сильно урежут, то закупки транспортных вертолетов наиболее массового производимого типа Ми-8 могут сократиться. Выполнить заявленные планы без расширения продаж гражданских вертолетов действительно трудно.

Разработка новых гражданских вертолетов, таких как Ка-226, «Ансат», Ка-62 и Ми-38, ведется уже 20 лет, хотя в последние годы она значительно ускорилась. Однако, как считает эксперт по вооружениям Константин Макиенко, эти вертолеты вряд ли удастся сделать коммерчески выгодными продуктами для частных эксплуатантов и большая часть заказов все равно поступает от ВВС и госструктур. Поэтому 36 млрд руб. надо потратить главным образом на создание модернизированной версии самого популярного в России и мире вертолета Ми-8, которая начала разрабатываться «Вертолетами России» под названием Ми-171А2.

Ростов-на-Дону