Россия умеет поддержать

Из стран «двадцатки» Россия достигла самого большого прогресса в деле развития бизнес-инкубаторов, обнаружили консультанты EY. А во всем остальном мы сильно отстаем
А.Таранин

Начиная работу над новым барометром предпринимательства стран «двадцатки», консультанты EY стремились предоставить правительствам стран еще один инструмент измерения происходящих в них перемен. По сути, это рэнкинг стран, входящих в G20 по пяти направлениям, которые в EY считают ключевыми для построения устойчивой экосистемы предпринимательства: доступ к финансированию, предпринимательская культура, налоги и регулирование, образование и обучение, скоординированная поддержка.

Препятствия и барьеры

Например, по направлению «Скоординированная поддержка» начинающих предпринимателей опрашивали о том, легко ли им получить доступ к менторам, советникам, различным сообществам и клубам, наладить сотрудничество с бизнес-инкубаторами, кластерами, технопарками и бизнес-центрами. А, скажем, по теме «Налоги и регулирование» респонденты оценивали, легко ли открыть новый бизнес, предусмотрены ли для начинающих предпринимателей налоговые и другие льготы.

Ответы на эти вопросы помогли консультантам не только понять, каков прогресс в развитии каждого из направлений, но и выделить основные препятствия и барьеры, мешающие развитию предпринимательства в каждой из стран. Страны «двадцатки» были разбиты на две группы: развитые и развивающиеся. Оказалось, что по большинству направлений развитые страны занимают в рэнкинге более высокие места. Например, в развитых странах проще найти финансирование, в них лучше развито образование и обучение по предпринимательским дисциплинам. Одно из заметных исключений - 1-е место России по критериям скоординированной поддержки предпринимателей. Чтобы добиться улучшения по тем показателям, где Россия далека от 1-го места, потребуется большая и сложная работа, говорит Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY по России.

При составлении рэнкингов учитывались бизнес-индикаторы, напрямую влияющие на состояние экосистемы предпринимательства в стране, результаты опроса 1500 предпринимателей из стран «двадцатки», детальные интервью с 250 из них, анализ 200 правительственных инициатив, направленных на развитие предпринимательства.

84% респондентов убеждены в полезности обучения предпринимательству. Больше половины (52%) отмечают, что за последние три года в этой области заметен прогресс. Каждый четвертый опрошенный при этом уверен, что курсы предпринимательства помогают студентам определиться с выбором карьерного пути.

Выбор или его отсутствие

Российские исследователи из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) изучают предпринимательство в России в составе российской команды международного проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM, опрос проводится среди населения) с 2006 г. и значительного прогресса не наблюдают. «Боюсь, скоро изучать будет нечего», - рассказывала «Ведомостям» Ольга Верховская, доцент ВШМ СПбГУ. Дело в том, что Россия стабильно занимает одно из последних мест в мире практически по всем параметрам предпринимательской активности и заметных улучшений пока добиться не удалось.

Подавляющее большинство россиян (93%) не только не относят себя к предпринимателям, но и не рассматривают этой возможности, показали результаты очередной волны глобального исследования, объявленные вчера. Из тех же, кто планирует заняться предпринимательской деятельностью, лишь 30% рассчитывают в конечном итоге добиться успеха или улучшения условий жизни, утверждает Верховская. У большинства же смешанная мотивация - иными словами, начиная свое дело, люди в России не очень хорошо представляют, чего хотят, говорит она.

Движуха или выхлоп

Доля вынужденных предпринимателей (т. е. тех, кто не видит других способов обеспечить свое существование) всего за год выросла почти на 10 процентных пунктов и достигла кризисных значений (40% от всех предпринимателей), утверждают исследователи. При этом лишь 19% тех, кто предпринимательством не занимается, считают, что у них есть потенциальные возможности открыть собственное дело. Большинство таких возможностей просто не видят. Если раньше значительная доля российских предпринимателей стремилась к росту, в частности к увеличению числа сотрудников хотя бы до 20 человек, то теперь доля таких оптимистов снизилась до 0,4% опрошенных россиян.

В исследованиях GEM развитие инфраструктуры предпринимательства, в которую входят клубы менторов, бизнес-инкубаторы, технопарки, различные ассоциации и т. д., в России всегда оценивалось достаточно высоко, утверждает Верховская. Но остаются вопросы, связанные с доступом к этой инфраструктуре: насколько легко, например, может воспользоваться возможностями технопарка или системой грантовой поддержки обычный человек, решивший создать свое дело? Как только возникают какие-то нерыночные условия, неизбежно появляются люди, которые получают преимущественный доступ к ним, напоминает Верховская.

Впрочем, мировая история знает положительные примеры влияния менторов и инкубаторов на предпринимательскую активность, утверждает Верховская. Например, в Финляндии за счет быстрого развития инкубаторов удалось повысить предпринимательскую активность в инновационных секторах экономики, продолжает она.

Процесс идет, движуха на рынке есть, а вот выхлопа мало, говорит Аркадий Морейнис, директор венчурного фонда «Главстарт». Пик активности, который мы сейчас наблюдаем в России, в Америке был на несколько лет раньше, рассуждает он. И сейчас там неэффективные инструменты уже начали отмирать, а в России эта активность высока. Хотя уже по российскому опыту видно, что многие такие активности не приведут к результату - появлению успешных новых компаний, заключает Морейнис.