Конъюнктура: Руссо туристо

Так получилось, что этим летом я выполнил наказ Геннадия Онищенко, настоятельно советующего отдыхать в России. Я посетил сразу несколько мест, на которые делается ставка при развитии внутреннего туризма.

Еще до отпуска дела забросили меня в Сочи, но было это уже в разгар туристического сезона. Я готов удовлетворить любопытство Дмитрия Медведева, удивленного небольшим числом туристов на Черноморском побережье. Я жил в недавно построенном отеле прямо на берегу. Отель хороший, но при этом ты живешь в центре стройки. И хотя идет она вяловато, зато не без сюрпризов. Скажем, глубокой ночью под окна может подъехать экскаватор и начать работать с диким грохотом. Конечно, после Олимпиады шум исчезнет, зато останутся удивительные цены.

Затем я переместился в другую надежду внутреннего туризма - на Северный Кавказ. Ставка там делается на горные лыжи. Но и летом есть отличные возможности для туристов - я, например, поднялся на Эльбрус. На Кавказе заметен прогресс в плане инфраструктуры. Есть новые подъемники и гостиницы. Правда, отели и рестораны не слишком затейливы. И чем выше в горы, тем специфичнее становятся условия проживания. Но дело даже не в этом. Главную проблему можно пафосно назвать человеческим капиталом. Нет, на Кавказе в сфере туризма работает много приятных людей. Но их просто не хватает на все объекты. Так что без ложек дегтя никак не обойтись. Обученного и просто дружески настроенного персонала решительно не хватает, да и встречи с местным населением сулят вам не только приятные минуты.

Переместившись с юга на север европейской части, я опять столкнулся с ощущением, что мне сделали очень большое одолжение, поселив-накормив-показав. И это опять же при довольно высоких ценах в не самых благополучных регионах, где вроде бы работа должна цениться.

На севере есть и своя специфика. В отличие от Кавказа там как раз транспортная инфраструктура осталась с глубоких советских времен. Это особенно ярко видно при пользовании водным транспортом или местной авиацией. Возник и вопрос о цивилизованном сочетании туризма и объектов культа. Скажем, на Валаам вы можете попасть только вместе с паломническими турами. Все пассажирские суда, плавающие на остров, принадлежат РПЦ. Билеты для частных лиц вообще не продаются. Нужно договариваться с капитанами, однако, если на Ладоге испортится погода и судоходство будет ограничено, вас запросто могут оставить на острове, если вас не будет в списке православных паломников. Должен сказать, что в соседних Кижах все организовано гораздо разумнее. Понятно, что Валаамский монастырь не музей. Но ведь у нас значительная часть исторических объектов связана с православием.

Кроме того, я обнаружил, что многие интересные туристические объекты у нас не то что не рекламируются, а словно скрываются. В Карелии мне доводилось сталкиваться с тем, что небольшие экскурсии организуются из парикмахерских. Так что, чтобы активно отдыхать в России хоть с каким-то комфортом, нужно быть небедным человеком, готовым к трудностям.