Вайнберг за счет Моцарта

В австрийском Брегенце завершился музыкальный фестиваль, знаменитый не только исполнением опер на воде, но и культуртрегерскими программами
Главная приманка Брегенца - озерная сцена, в этом году на ней играют «Волшебную флейту»/ Bregenzer Festspiele

В программе последнего концерта Брегенцского фестиваля звучали Четвертая симфония Богуслава Мартину (1890-1959) и скрипичный концерт Мечислава Вайнберга (1919-1996), чья музыка наконец-то стала проникать в программы больших залов. Вместе с симфоническим оркестром Форарльберга под управлением Жерара Корстена выступал Илья Грингольц - 31-летний скрипач родом из Ленинграда, учившийся в Джульярдской музыкальной школе и сделавший яркую международную карьеру. Играл он так, словно всю жизнь только и исполняет Вайнберга - и в то же время как будто впервые, с сильнейшей концентрацией энергии как в allegro, так и в adagio.

Впервые музыка польско-русского композитора (впрочем, поляки представляют родившегося в Варшаве и прожившего всю взрослую жизнь в Москве Вайнберга как польского гения) прозвучала в Брегенце в 2010 г. Тогда здесь прошел международный симпозиум в его честь и впервые в мире была поставлена опера «Пассажирка» (в России ее знали в полуконцертном варианте). Вышедшая на DVD запись «Пассажирки» стала событием в музыкальном мире, опера попала в репертуар многих театров.

Фестиваль совершает удивительный шпагат: на озерной сцене, где трибуны вмещают более 7000 человек, идет «общедоступная опера» с фантастической по цене и качеству звука акустикой (в этом и будущем сезоне - «Волшебная флейта»). Доходы от нее позволяют спонсировать проекты, которые для других фестивалей выглядели бы музейными, но Брегенц может позволить себе жесты исключительно культурного, а не коммерческого значения.

В этот раз Дэвид Паунтни включил в концертные программы произведения авторов, оперы которых шли на фестивале во время его интендантства, в том числе Бриттена и Шрекера. Всего за 10 лет сыграли пять мировых премьер - в этом году, например, «Венецианского купца» польско-английского композитора Анджея Чайковского (1935-1982). Партитуру издали давно, но желающих рисковать постановкой не находилось. К премьере приурочили симпозиум, посвященный наследию Чайковского, в концертах была его симфоническая и камерная музыка. Режиссер «Купца» Кейт Уорнер ставил до этого в Брегенце «Андре Шенье» - видимо, лучший спектакль в истории озерной сцены, оказавшийся слишком сложным для публики: он не собрал кассы.

В следующем, своем последнем сезоне в Брегенце Паунтни вновь покажет «Волшебную флейту» (билеты уже продаются), а также мировую премьеру оперы современного австрийского композитора ХК Грубера «Сказки Венского леса». Много Грубера будет и в симфонических концертах. А Филипп Йордан продирижирует «Военным реквиемом» Бриттена (среди солистов - бас Михаэль Фолле).