Facebook отвечает

Facebook впервые сообщила, сколько запросов о пользователях она получает из разных стран. Россия с начала 2013 г. направила всего один, США - более 10 000
J.Chiu/ AP

Американские запросы касались «20 000-21 000 пользователей», Facebook удовлетворила 79% из них. На втором месте - Индия (3245 запросов, ответы даны по 50%), на третьем - Британия (1975, удовлетворены 68%). Из России поступил лишь один запрос, оставшийся без ответа.

Отчеты о запросах госорганов публикуют и другие крупные американские компании. Twitter в первой половине 2013 г. получил 1157 запросов; лидерами по их количеству стали США, Япония и Великобритания. Россия данными о пользователях не интересовалась, но лидирует по количеству просьб об удалении контента. Microsoft в 2012 г. получила 70 665 запросов на раскрытие данных о пользователях Hotmail, Outlook.com, SkyDrive и т. д. Более 2/3 пришлось на США, Британию, Турцию, Германию и Францию, на Россию - ни одного.

А вот Google во второй половине 2012 г. получила от российских чиновников 114 запросов против шести в первом полугодии. Ее представитель связывал это с принятыми осенью 2012 г. поправками в закон о защите детей от вредной информации, требующими блокировать такой контент.

Российские чиновники меньше обращаются в американские компании, потому что не разработали механизм взаимодействия с ними, говорит эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян: их запросы проходят массу согласований, в том числе через минюст США. По запросам от американских госорганов местные компании работают быстрее и иногда без соблюдения процедур - об этом свидетельствуют данные, раскрытые бывшим сотрудником ЦРУ и АНБ Эдвардом Сноуденом, добавляет он. В июне газета The Guardian опубликовала секретный приказ суда США, предписывающий Verizon три месяца ежедневно передавать властям США данные о звонках его абонентов. А The Washington Post сообщила о существовании секретной программы PRISM, дающей спецслужбам доступ к данным крупнейших мировых IT-компаний об интернет-коммуникациях их пользователей.

Апетьян предполагает, что российские госорганы не менее активно сотрудничают с крупными местными интернет-компаниями и им тоже неплохо бы раскрывать статистику о запросах. «Яндекс» рассматривает такую возможность, говорит его представитель Очир Манджиков. Если Mail.ru Group столкнется с объективной необходимостью регулярно раскрывать такие данные, то это вполне реализуемо, полагает ее представитель.