От редакции: Разрешенный прием

Александр Лукашенко/ N.Petrov/ Belta/AP

Арест в Минске генерального директора «Уралкалия» и председателя наблюдательного совета Белорусской калийной компании (БКК) Владислава Баумгертнера, как ни странно, пока скорее спор двух хозяйствующих субъектов, чем большая политика. Москва не задействовала всех орудий, что дает возможность Александру Лукашенко отыграть назад.

Действия белорусской стороны выглядят скандально: Баумгертнера задержали после беседы с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, на встречу с которым он был специально приглашен. Его и еще нескольких топ-менеджеров «Уралкалия» подозревают в злоупотреблении служебными полномочиями - якобы разработав коварный план обрушения мирового калийного рынка, они нанесли ущерб прежде всего белорусской экономике в размере $100 млн.

Сложно рассудить, кто прав, кто виноват в конфликте «Уралкалия» и «Беларуськалия» (БКК - их совместное предприятие, картель, через который велась торговля калийной солью на мировом рынке). С одной стороны, «Уралкалий» торговал с Китаем через своего трейдера «Уралкалий трейдинг». С другой стороны, в прошлом декабре Лукашенко разрешил «Беларуськалию», основному поставщику валюты, торговать мимо БКК, не сообразуясь с картельной политикой. Потерпев некоторое время, «Уралкалий» заявил о разрыве с БКК. В этой ситуации многие менеджеры БКК перешли на работу в «Уралкалий», и белорусы фактически потеряли сбыт. Мировой рынок на этой новости сильно просел, но «Уралкалий» как один из его лидеров способен это пережить.

По словам Александра Фадеева из Института стран СНГ, проект БКК был обречен рано или поздно исчерпать себя. Это был картельный сговор, а не единая компания, и в условиях этого сговора каждый вел себя в соответствии со своими представлениями о честности и целесообразности. У Белоруссии эти представления всегда были свободнее.

Правила игры в экономике в демократических государствах определяются рынком и институтами. В диктатурах - произволом правителя. В случае конфликта любых договоренностей с сиюминутной конъюнктурой на помощь приходит тезис о «национальных интересах», которые выше всех правил. Внешние же партнеры делятся на союзников, способных учитывать национальные интересы, входить в положение и терпеть, и остальных, с кем приходится иметь дело по их правилам. Проблема в том, что предел терпения, а соответственно, и степень давления определяются также исходя из соображений текущего момента.

Не в состоянии позволить себе такую степень свободы по отношению к договоренностям, какую позволяет себе Лукашенко, и в то же время соглашаясь с ним дружить, Россия обрекает себя на игру по чужим правилам, хотя и имеет богатый опыт такой игры.

Москва высказала возмущение через МИД, вице-премьера Игоря Шувалова и топ-менеджмент «Уралкалия» и пока ждет реакции. Вчера стало известно, что белорусский минфин рассчитывает получить новый кредит из антикризисного фонда «Евразэс», контролируемого Россией.